89% российских интернет-пользователей когда-либо делали онлайн-покупки, остальные 11% использовали интернет только для получения информации о товарах, которые затем покупали в офлайне, говорится в исследовании Connected Commerce Study компании Nielsen, с которым ознакомился «Ъ». Компания с августа по октябрь 2015 года опросила более 13 тыс. онлайн-потребителей в 24 странах мира, российская выборка составила 500 человек.
Самыми популярными категориями среди онлайн-покупателей в России остаются одежда и потребительская электроника: такие покупки за полгода делали соответственно 64% и 50% опрошенных. Следом идут средства по уходу за собой (46%), книги и журналы (45%), мобильные устройства (44%), билеты на мероприятия (40%). Меньше всего пользователи покупали упакованные продовольственные товары (12%), алкоголь (8%). Опрос также подтверждает растущее влияние трансграничной торговли: 64% российских онлайн-потребителей за полгода хотя бы приобретали товары в иностранных интернет-магазинах, а 6% заявили, что делают покупки исключительно в таких магазинах.
Одной из главных проблем, тормозящих развитие российского e-commerce, является безопасность данных при онлайн-покупках, следует из опроса. По этой причине 70% потребителей оплачивают товары наличными при получении, только 47% — при помощи дебетовой карты, а 45% — через электронные платежные системы. При этом в мире оплата наличными курьеру не слишком популярна: таким методом пользуются в среднем 36% потребителей, 8% — во Франции, 12% — в Германии, 16% — в Великобритании и 22% — в Испании.
Опрошенные «Ъ» участники рынка e-commerce скептически относятся к данным Nielsen. Так, по данным «Связного», покупки онлайн совершает примерно каждый второй пользователь интернета в России, причем значительная часть таких клиентов сосредоточена в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны.
Данные Nielsen похожи на показатели столиц и городов-миллионников, в регионах уровень покупок через интернет может быть ниже, согласен руководитель «Яндекс.Маркета» Павел Алешин. Он ссылается на данные декабрьского совместного исследования «Яндекс.Маркета» и GfK, согласно которому в топе российских онлайн-покупок сначала мелкая бытовая техника, а потом уже одежда, обувь и косметика.
Российские онлайн-магазины по-прежнему очень востребованны, подчеркивает господин Алешин, в них делают заказы более 90% покупателей. Услугами китайских интернет-магазинов за последний год воспользовались более половины опрошенных — это на 30% больше, чем в 2014 году, и в два раза больше, чем в 2013-м, продолжает он. Вместе с ростом популярности китайских магазинов заметно увеличилось число покупателей, столкнувшихся с проблемами при доставке товара. За прошедший год среди тех, кто делал покупки за границей, 26% получили некачественный товар (21% — в 2014 году), 12% — не то, что заказывали (9% — в 2014 году), 7% — вообще не получили товар и не смогли вернуть деньги (5% — в 2014 году).
Также «Маркет» и GfK зафиксировали в 2015 году рост безналичных платежей: при покупке в российских магазинах ими воспользовались уже 69% опрошенных (62% — в 2014 году). С ним согласен гендиректор Ozon.ru Дэнни Перекальски: по его словам, все больше покупателей предпочитают предоплачивать заказы. «За прошлый год доля безналичных платежей увеличилась на 10% и составила почти 40%»,- говорит он. Господин Перекальски обращает также внимание на растущее число покупок через мобильный канал: «Приложение Ozon.ru установлено уже 7 млн раз, причем через него в декабре прошло 30% наших продаж».