По оценкам Банка России, сделанным на основе данных опроса фонда «Общественное мнение (ФОМ), в марте 2016 года инфляционные ожидания граждан на год вперед снижались четвертый месяц подряд. Уменьшилось и число тех, кто ждет роста цен в следующем месяце. Тем не менее уровень инфляционных ожиданий всё еще остается повышенным, отмечается в комментарии Банка России к очередному опросу. Кроме того, люди предпочитают не тратить деньги на крупные покупки, а сберегать. Вероятно, в связи с тем, что почти половина опрошенных отметила ухудшение материального положения своей семьи за последний год.
Большинство опрошенных продолжают считать, что за последний год цены росли быстрее, чем раньше. Однако доля респондентов, считающих, что за последний год цены выросли более чем в полтора раза, снизилась до минимального с начала 2015 года значения в 6,3%.
При этом качественные оценки инфляционных ожиданий населения на следующие 12 месяцев несколько ухудшились. Доля респондентов, которые в следующем году ожидают ускорения роста цен, увеличилась (на 3 п.п. до 18%), но остается ниже среднего значения 2013−2014 годов. Ожидания респондентов относительно инфляции в следующем месяце практически не изменились. Доля тех, кто ожидает очень сильного роста цен, выросла на 2 п.п., до 21%. При этом общее количество людей, ожидающих роста цен в следующем месяце, снизилось на 3 п.п., до 73%.
На фоне стабилизации ценовой динамики снизилась обеспокоенность населения подорожанием значительной части товаров и услуг. Как отмечается в комментарии регулятора, хотя оценка благоприятности времени для совершения крупных покупок и улучшилась, но остается низкой. Доля тех, кто считает текущее время плохим для крупных покупок, превышает долю тех, кто считает его хорошим, практически в три раза. Это подтверждается статистическими данными, которые указывают на быстрое снижение оборота розничной торговли непродовольственными товарами, в том числе длительного пользования.
«При этом структура крупных покупок практически не меняется: наибольшие траты приходятся на ремонт и лечение. С января 2015 года негативным остается отношение населения к покупкам в кредит. В марте 2016 года 67% опрошенных считают текущее время неподходящим для покупок в кредит (в 2014 году — в среднем 40%, в 2015-м -64%)», — указывает Центробанк.
Результаты мартовского опроса показали, что выросла доля респондентов, которым за последние три месяца приходилось экономить на покупке некоторых повседневных товаров, таких как рыба и морепродукты, одежда и обувь, молоко и молочная продукция. В экономии на покупке остальных товаров и услуг значимых изменений не произошло. Доля людей, которым пришлось отказаться от запланированных крупных расходов, продолжила расти (до 51%). Чаще всего опрошенные говорят об экономии на ремонте жилья и на отдыхе.
На фоне ухудшения отношения населения к крупным покупкам в марте 2016 года продолжила расти доля респондентов, считающих, что свободные деньги лучше сберегать, а не тратить на приобретение дорогостоящих товаров. Число тех, кто говорит, что им ничего не удалось отложить за последний месяц, незначительно возросло. Вместе с тем по сравнению с опросом, проведенным в декабре 2015 года, когда задавался аналогичный вопрос, увеличилось число тех, кто ожидает роста или сохранения величины сбережений, и уменьшилось — ожидающих их снижения. При этом предпочтения относительно формы сбережений практически не изменились: наибольшей популярностью пользуется счет в банке.
Ответы на вопрос об изменении материального положения семьи остаются негативными: 48% опрошенных говорят о его ухудшении за последний год, в то время как улучшение отмечают только 7% респондентов. При этом в сравнении с опросом, проведенным в марте 2015 года, когда задавался аналогичный вопрос, снизилось количество людей, говорящих об увеличении расходов, и выросло — говорящих о снижении зарплаты. Медианное значение среднемесячного дохода осталось стабильным четвертый месяц подряд. Однако ожидания изменения материального положения в ближайший год стали более позитивными: доля опрошенных, ожидающих его ухудшения, снизилась (на 2 п.п., до 28%).