Лишь 6% россиян, желающих получить заем до зарплаты в микрофинансовой организации, сравнивают предложения разных компаний, остальные действуют буквально наугад. Об этом свидетельствуют результаты маркетингового исследования МФО «Быстроденьги» (входит в пятерку крупнейших компаний на рынке), в котором приняли участие более 9,5 тыс. респондентов. По мнению аналитиков, для абсолютного большинства клиентов МФО получение займа является спонтанной эмоциональной покупкой.
Половина клиентов МФО, желающих получить краткосрочные займы до 30 дней, принимают решение в течении нескольких минут после ознакомления с рекламой либо после получения предложения микрофинансовой организации. Паузу для раздумий (1–2 часа) берут около 22% клиентов. В основном клиенты обращают внимание на расположение офисов, скорость получения микрозаймов, условия и качество обслуживания.
По словам генерального директора группы компаний «Быстроденьги» Юрия Провкина, ключевым моментом является удобное месторасположение офисов.
— Это отчетливо видно в городах-миллионниках, где офисы МФО могут располагаться буквально дверь в дверь на оживленных улицах, — говорит он. И хотя количество МФО на рынке сокращается (на 1 января осталось 3683 организации), крупнейшие игроки в прошлом году увеличили количество точек выдачи краткосрочных займов на 9% (до 6,5 тыс. точек продаж). Многие компании имеют программы лояльности для постоянных клиентов, предлагая сниженную ставку, поэтому необходимость сравнивать предложения отпадает и по этой причине тоже: около 37% клиентов в кризис стали оформлять займы чаще.
Однако в микрофинансовой компании MoneyMan, специализирующейся на выдаче займов наличными онлайн, с выводами исследования не согласились, заявив о высокой конкуренции за заемщиков в сети интернет.
— Существует множество площадок-агрегаторов предложений различных компаний, выдающих как онлайн-займы, так и классические займы в офисах продаж. До недавних пор существовал миф о том, что клиенты МФО нечувствительны к ставке, что они не сравнивают предложения различных МФО. Это совершенно не так. Как минимум заемщик онлайн-кредитов умеет сравнивать предложения различных компаний, изучает условия кредитования и программы лояльности, — прокомментировал генеральный директор сервиса онлайн-кредитования MoneyMan Борис Батин. В компании даже проводили эксперимент со снижением ставки на одни сутки в четыре раза — в тот день был поставлен абсолютный рекорд по количеству выданных займов, подчеркнул он.
Вопрос информационного голода для клиентов МФО перестал быть актуальным после вступления в силу закона о потребительском кредите, считает глава СРО «Мир» Андрей Паранич: вся информация о полной стоимости кредита (займа) содержится на главной странице договора.
— Ценовая конкуренция более заметна в сегменте онлайн. Случай офлайна предполагает, что небольшая сумма понадобилась срочно и ненадолго, поэтому разница в процентной ставке — пара сотен рублей — порой может не стоить потраченного на поиск альтернативного варианта времени. Если у человека болит зуб, то он ищет что-то поблизости и срочно, — говорит Паранич. Эксперт также подчеркнул, что рынок МФО работает и для предпринимателей, которые крайне внимательно изучают условия, сравнивая их не только с условиями других компаний, но и с банковскими.
По мнению экспертов, сейчас, помимо ценовой конкуренции, на рынке микрокредитования начинается борьба за клиента на поле качества предоставляемых услуг. В случае МФО понятие качества включает в себя скорость и удобство заполнения заявки на заем, время ожидания решения, количество способов получения займов, удобство погашения, а также наличие программ лояльности. Заемщики выбирают МФО, которая предложит удобный способ перечисления средств — на карту или мгновенно на электронный кошелек, наличными в платежных системах или с помощью банковского перевода.