В 2016 году облачные услуги стали одной из самых динамичных областей ИТ-рынка в России. Общий объем рынка, включая публичные и частные облака, достиг 422,11 млн долларов, что на 20,1% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля публичных облаков составила 86,8% от общего объема, следует из отчета IDC Russia Cloud Service Market.
Наибольшую долю на рынке облаков вновь заняла категория SaaS — 63,4%, за ней следуют IaaS и PaaS с долями рынка 28,3% и 8,3% соответственно.
Розничная и оптовая торговля, финансовые услуги, производство, а также предоставление профессиональных услуг стали лидерами по потреблению облачных услуг — на их долю пришлось в сумме более 50% всех предоставленных облачных услуг в 2016 году. Крупные и очень крупные организации стали играть более весомую роль в потреблении облачной инфраструктуры, а проекты, связанные с аналитикой больших данных и интернетом вещей, стали одними из ключевых факторов роста рынка облаков.
По прогнозу IDC, общий объем рынка, связанный с облачными услугами (как публичными, так и частными), продолжит траекторию роста в 2017 году, увеличившись на 11,8% в годовом исчислении в долларах. IaaS станет самой быстрорастущей категорией на российском рынке облачных услуг в 2017 году. Реализация идеи цифровой экономики, поддерживаемой государством, станет серьезным фактором, способствующим расширению сферы применения облачных услуг для автоматизации деятельности предприятий, и будет способствовать позитивной динамике рынка облаков.
«Опыт глобальных игроков показывает, что локализация облачных сервисов, т.е. оказание услуг с экономической территории РФ силами российских сотрудников, зачастую позволяет успешно интегрироваться в процесс импортозамещения и эффективно развивать бизнес в России. В этой ситуации локальные поставщики могут встретить более жесткую конкуренцию со стороны глобальных игроков, присутствующих на российском рынке, — прокомментировал Дмитрий Гаврилов, руководитель исследования облачных сервисов «IDC Россия и СНГ». — Чтобы успешно конкурировать за российского потребителя, им придется больше уделять внимания вопросам стандартизации, самообслуживания, а также расширению возможностей своих продуктов».