Российский рынок ноутбуков по итогам 2016 года сократится на 12% в штучном выражении вместо 39% за 2015 год, сообщила РБК старший аналитик IDC Наталья Виноградова. В первом квартале рынок потерял 21%, хотя годом ранее падение составило почти 49% за аналогичный период.
Продажи ноутбуков в России действительно продолжают падать, но динамика скромнее, чем годом ранее, следует из презентации аналитической компании Gfk (есть в распоряжении РБК). С января по май 2016 года покупатели приобрели на 16,4% устройств меньше, чем за аналогичный период 2015-го, — 906 тыс. штук вместо 1,083 млн. В денежном выражении рынок за пять месяцев года просел чуть меньше — на 14,7%, с $475,3 млн до $405,3 млн, говорится в отчете. Для сравнения годом ранее: в деньгах рынок потерял 58,5% своего объема, в штуках — 42% (январь-май 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014-го). Эксперты Gfk в своей презентации не дают прогноз на весь 2016 год.
Виноградова отметила, что у IDC и Gfk разная методология: в частности, IDC считает отгрузки товара, а Gfk — продажи конечным пользователям.
Средняя цена продаваемых ноутбуков за первые пять месяцев года составила $447, следует из презентации Gfk. Производители и продавцы утверждают, что пользователи стали чаще приобретать дорогие устройства.
С начала 2016 года средний чек на ноутбуки Acer вырос примерно на 6%, рассказал РБК гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко, не раскрывая абсолютных цифр. Он уточнил, что средняя стоимость продаваемых на российском рынке ноутбуков увеличивается: «ценник» в апреле был $471, в мае вырос до $496, приводит данные Кравченко. Доля продаж ноутбуков Acer в России стоимостью более $1000 выросла с 3 до 5% с января по май 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015-го, рассказал гендиректор компании. Покупатели начали чаще приобретать игровые ноутбуки (их стоимость составляет от 140 тыс. до 320 тыс. руб.), отмечает Кравченко.
«Основной шок» рынок ноутбуков пережил в 2015 году, рассказал РБК директор по продажам Dell в России, Казахстане и Центральной Азии Константин Исаакян. Рынок тогда упал на 40%, так как покупатели «опустошали склады» в 2014 году на фоне валютных колебаний и отказывались от покупок на следующий год, говорит Исаакян. Он уточняет, что рынок продолжает падение до сих пор, но темпы снижения замедляются. С данными Gfk Исаакян согласен.
Средняя цена на ноутбук действительно повысилась, отмечает Исаакян. Раньше покупатель выбирал только функциональные устройства, теперь делает выбор исходя из других характеристик — дизайна и начинки ноутбука, добавил он. Исаакян отметил, что игровые и дорогие ноутбуки Dell — единственный сегмент, который показывает рост в 2016 году. Конкретную динамику по росту продаж Исаакян не раскрыл.
C осени 2014 года рынок ноутбуков сократился почти вдвое, рассказал РБК гендиректор Lenovo в России, СНГ и Восточной Европе Глеб Мишин. Падение спроса со стороны покупателей замедлилось, отметил он. В рублях средняя стоимость ноутбука начала расти, но в валюте средняя стоимость продолжает падать, утверждает Мишин. В «Юлмарте» спрос на ноутбуки упал на 10% с января по май 2016 года, приводит данные коммерческий директор компании Олег Пчельников. По его словам, на рынке не осталось ноутбуков в ценовом диапазоне 11–13 тыс. руб., а базовые модели начинаются от 15 тыс. руб., поэтому увеличился средний чек на эти устройства, добавил Пчельников.
В «М.Видео» за первые пять месяцев 2016 года зафиксировали более позитивную динамику — как по продажам в самой сети, так и по продажам в России в целом. Рынок ноутбуков в январе-мае 2016 года год к году вырос в денежном рублевом выражении на 9% и снизился в штучном на 11%, продажи самой компании за этот период выросли на 13% и упали на 9% соответственно, рассказала РБК представитель компании Валерия Андреева. Наибольший рост в сети «М.Видео» показали игровые ноутбуки и ноутбуки стоимостью от 50 тыс. руб.
Представители компаний-производителей Asus, HP и розничной сети MediaMarkt отказались от комментариев. Представитель «Эльдорадо» не ответил на запрос РБК.