По данным исследования «Лаборатории Касперского» «Растим детей в эпоху интернета», Российские дети проводят в интернете значительно больше времени, чем представители молодого поколения во многих странах Европы и США.
Так, почти постоянно в Сети находятся более половины всех опрошенных несовершеннолетних пользователей в России (56%). Показатели по США и Европе ниже — 51% и 40% соответственно.
При этом пользователи младшей возрастной группы (8-10-лет) не так сильно привязаны к интернету: почти постоянно присутствуют в Сети менее половины российских малышей (40%). Похожая ситуация и в США, где этот показатель составил 41%. В Европе эти цифры в основном ниже, например, в Германии — 9%, во Франции — 7%.
Согласно исследованию, чем старше дети, тем больше времени они проводят в интернете. Так, 68% российских подростков (14-16 лет) почти постоянно находятся онлайн. В большинстве исследуемых стран этот показатель ниже. Например, в Великобритании он составил 60%, а в Германии 58%.
Дети используют интернет для общения с друзьями и семьей, развлечений и получения информации. Так, 56% несовершеннолетних пользователей в России говорят, что не могут обойтись без нее. И даже по этому показателю Россия обгоняет остальных участников опроса. В Европе такую сильную увлеченность соцсетями демонстрируют всего лишь 30% детей, в США — 38%.
«Российские дети пришли в интернет позже американских и европейских, но по интенсивности и увлеченности Сетью опережают своих ровесников во многих странах, — соглашается с результатами исследования «Лаборатории Касперского» Галина Владимировна Солдатова, директор Фонда развития интернет, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО. — Сравнение результатов трех исследований Фонда развития интернет показывает, что уровень ежедневного использования интернета детьми практически уже достиг своего максимума: в 2010 году каждый день выходили в сеть 82% подростков, а в 2016-м — уже 92%. При этом около 80% детей проводят в Сети в среднем три часа в день, а каждый седьмой — 8 часов и более. Причем, по данным ВЦИОМ, количество взрослых по показателю ежедневного использования интернета в 2016 году составляет всего 53%. Эта разница — лишь один из показателей существенного разрыва между поколениями. Именно низкая цифровая грамотность родителей лежит в основе их беспечного отношения к интернет-активностям юного поколения. Взрослым нельзя оставлять детей в одиночку в Сети, а стоит вместе осваивать новый цифровой образ жизни. Это позволит не допускать ненужной в этом возрасте чрезмерной увлеченности интернетом в ущерб учебе, досугу, спорту, прогулкам и живому общению».
«Дети уже не представляют свою жизнь без подключенных к интернету устройств. Они родились в эпоху всеобщей информатизации и с колыбели наблюдали, как сначала их родители выходили в Сеть, а потом и сами стали активными юзерами. В этом случае подошел бы термин «интернет-увлеченность», который, в отличие от термина «интернет-зависимость», не подразумевает серьезных отклонений, — комментирует Мария Наместникова, эксперт по детской безопасности «Лаборатории Касперского». — Не стоит категорично относиться к такой привязанности детей к своим устройствам и интернету, но вполне возможно установить определенные правила и рамки, договориться с ребенком об их использовании. В таком случае можно задействовать программные средства, например, функции контроля времени в решениях для защиты детей в интернете».