Бывший акционер Qiwi, президент фонда Parus Capital Андрей Муравьев и управляющий партнер Parus Capital Борис Синегубко инвестировали несколько миллионов долларов в иранские интернет-ресурсы DigiKala, Divar и Sheypoor, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на заявление Бориса Синегубко.
«У нас есть инвестиции в «местный Amazon», лидера рынка по e-commerce DigiKala. Еще есть инвестиции в две компании, которые в сумме полностью доминируют на рынке электронных объявлений, своего рода «местное Avito», — это компании Divar и Sheypoor», — пояснил Синегубко.
У Ирана «огромный потенциал», считает Борис Синегубко. Из 80 млн жителей страны более половины — молодежь, которая хочет применять технологии, у них есть 20–30 млн смартфонов, отмечает инвестор.
Как отмечает «Коммерсантъ», Синегубко и Муравьев стали совладельцами интернет-активов в Иране около полугода назад. Они вложили средства в шведскую Pomegranate Investment, основанную специально для работы в Иране. Прошлой осенью акционерами Pomegranate также стали основатели Avito Йонас Нордландер и Филип Энгельберт.
На настоящий момент Pomegranate получила около $25 млн. 4 марта объявлено о частном pre-IPO размещении Pomegranate на общую сумму до €75 млн, а на следующий год запланировано IPO компании на бирже Стокгольма, отмечает «Коммерсантъ».
Pomegranate владеет 9,4% в иранской инвестиционной компании Sarava и планирует увеличить долю до 15%. Sarava в свою очередь владеет 51% ведущего онлайн-ретейлера Ирана DigiKala (в ближайшее время доля может вырасти до 60%), пишет издание. Также у Sarava есть доли в 20–60% еще в полутора десятков активов, в том числе 20% группы Cafebazaar/Divar и 15% Sheypoor, где еще 28,8% у Pomegranate напрямую.
Кроме того, Pomegranate владеет 15,2% иранского инвестбанка Griffon. По словам Бориса Синегубко, совладельцами Divar они стали через участие в Sarava.
По данным «Коммерсанта», главный актив Sarava, интернет-ретейлер DigiKala, с долей рынка свыше 80% сейчас оценивается менее чем в $400 млн, но фонды, которые рассматривают возможность инвестиций в иранские компании, считают, что в течение ближайших пяти лет стоимость DigiKala вырастет до $3–4 млрд, то есть в 10 раз. Эксперты прогнозируют рост рынка электронной коммерции в Иране после снятия со страны западных санкций.
В прошлом году шестерка международных переговорщиков и Иран достигли соглашения по ядерной программе Тегерана. Международные санкции были сняты с Ирана в середине января, после того как МАГАТЭ подтвердило, что Исламская Республика выполнила свои обязательства по соглашению, которое предусматривало установление контроля над его ядерной программой. После снятия санкций Иран получил доступ к активам на $100 млрд, иранские банки были вновь подключены к международной системе SWIFT. Кроме того, Тегеран получил возможность возобновить экспорт нефти, что может усилить перенасыщение предложения на рынке.