Российские банки с лета начнут диктовать правила Visa

Американская платежная система Visa будет обсуждать с представителями из 40 банков стран Европы, Ближнего Востока и Африки политику на местном рынке, введение технологических новаций, проблемы индустрии платежей и пр. Для этого Visa создает деловой совет — Central & Eastern Europe, Middle East and Africa (CEMEA) Business Council. Он будет собираться минимум раз в год, первая встреча CEMEA Business Council состоится 9–11 июня в Сан-Франциско. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к российскому представительству Visa. Российские банкиры приглашены, и в числе основных пунктов они намерены обсудить с компанией сотрудничество в условиях санкций. Причина роста внимательности Visa — в опасениях снижения доходности в свете будущей экспансии Национальной системы платежных карт (НСПК) и рыночных тенденций.


По словам собеседника, приглашения от головного офиса Visa (США) вступить в новое объединение получили топ-менеджеры крупных российских банков, в том числе лидирующих по эмиссии и эквайрингу карт. Среди них руководители Альфа-банка, «Уралсиба», Бинбанка и ХКФ-банка. Топ-менеджеров приглашают вступить в деловой совет Visa на два ближайших года. Предложения CEMEA Business Council будут отправляться в головной офис Visa в США, окончательные решения по всем вопросам принимает он. В Штатах Visa уже совещается с крупными банками, деловые советы также впоследствии будут созданы в Западной Европе и Азии.


Сейчас международные платежные системы, исходя из сложившейся практики, устанавливают правила работы на тех или иных рынках самостоятельно — в силу своего положения (например, рыночная доля Visa в России превышает 60%). Банкам приходится мириться с тем, что им предлагают. По словам источника, по итогам встреч с банкирами Visa будет корректировать правила работы на российском рынке.


Российские банкиры в первую очередь считают необходимым обсудить с Visa в Сан-Франциско вопросы взаимодействия с международными платежными системами в условиях кризиса и санкций со стороны США и Евросоюза, увеличения объема безналичных платежей, популяризации бесконтактных платежей, возможности корректировки правил работы платежной системы в России в соответствии с предложениями банков. Отечественные банки также хотят, чтобы Visa предусмотрела возможность идентифицировать карты банков в торговых сетях без обязательной установки ими отдельных терминалов для реализации программ лояльности.


В Visa не успели оперативно ответить на запрос «Известий». Крупные банки эту тему не комментируют.


— Есть надежда, что Visa прежде всего пропишет в правилах основания и порядок блокировки карт россиян, чтобы не было повторения ситуации весны 2014 года, — говорит источник, близкий к компании. — Сейчас этого в правилах МПС нет. В правилах и сейчас зафиксированы форс-мажоры, но они, как и тарифы Visa, являются строго конфиденциальной информацией, потому что любое упоминание о них влияет на стоимость ценных бумаг Visa как публичной компании. Например, международная комиссия за эквайринговую транзакцию — 3–6 цента (это если карта Турции, например, приезжает в Россию и по ней снимаются деньги в банкомате российского банка).


Собеседник указывает, что Visa решилась создавать деловой совет в CEMEA, а также озаботилась участием в нем России после неудач в Канаде и Австралии некоторое время назад, когда в этих странах создавались системы, похожие на российскую Национальную систему платежных карт.


— Visa там стала терять доход, в случае с Россией не хочется повторения. Важно также учитывать, что у банков РФ позиция шантажистов: если их не устраивает Visa, они начинают угрожать, что могут поменять ее на MasterCard, — считает собеседник. — MasterCard также устраивает неофициальные встречи с банками.


В MasterCard отказались прокомментировать эту тему.


На американские платежные системы Visa и MasterCard приходится 90–95% операций по картам россиян. У Visa порядка 80 банков-партнеров, у MasterCard — около 100. Чистая прибыль Visa Inc. за 2013/14 финансовый год (завершился 30 сентября) составила $5,4 млрд, что на 9,2% больше показателя за предыдущий финансовый год. Впрочем, чистая прибыль учрежденного в России в 2009 году ООО «Платежная система «Виза» составила лишь 48,7 млн рублей за 2013 год, выручка — 1,9 млрд рублей (данные базы СПАРК). Другие международные платежные системы, которые работают на территории России, — China UnionPay (CUP, Китай), JCB (Япония) и American Express (США) — занимают несколько процентов рынка.


Начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова уверена, что основная цель создания CEMEA Business Council — не потерять долю оборота по картам российских и восточноевропейских эмитентов.


— Собственные карты НСПК планируется начать выпускать в конце 2015 года, долю собственных карт на российском рынке компания планирует довести до 50% к 2018 году. Одним из этапов развития НСПК наверняка будет экспансия на соседние с Россией страны, то есть прямая конкуренция Visa, — считает Повикалова. — Поэтому создание подобного совета сейчас — очень своевременный и разумный шаг. Участие в CEMEA для российских банков будет исключительно полезным, потому что принятие решений в формате диалога всегда отражает заинтересованность всех сторон, до 2014 года все решения МПС принимали и спускали российским банкам самостоятельно. Теперь Visa и MasterCard придется повышать свою конкурентоспособность.


Проявлять гибкость придется не только из-за создания Центробанком нового конкурента, но и из-за рыночных тенденций. Как отмечает управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, в кризисное время объем операций по безналичному расчету начал сокращаться.


— По данным ЦБ, в 2012 году доля безналичных операций составляла 52% от всех операций по банковским картам, то есть 48% составляли операции по снятию наличных. Но, по данным ЦБ, за 9 месяцев 2014 года доля безналичных операций по всем банковским картам составила всего 32,6% от общего объема безналичных операций. Соответственно, доля операций по снятию наличных денежных средств составила 67,4%. Несмотря на тот факт, что годами ранее наметилась тенденция роста объема безналичных операций, кризисные 2014–2015 годы несколько изменили картину рынка, — сказала Касьянова.

Поделиться с друзьями
ASTERA