Российская экономика пробила новое дно

Отскок от «дна» оказался полностью отыгран, экономика стала меньше уровня мая 2015 года, который ранее являлся самой низкой точкой текущего кризиса. Эксперты ВШЭ опасаются, что по итогам года ВВП России может упасть на 2%


Зафиксированное в мае 2016 года снижение большинства показателей экономической деятельности свидетельствует об углублении рецессии, отмечается в докладе, подготовленном Центром разви​​​​тия Высшей школы экономики (ВШЭ). По данным его экспертов, за последние два месяца весны экономика России сжалась на 2,5%, став в результате меньше, чем в мае 2015 года, который до сих пор считался «дном текущего кризиса».


«Отскок от «дна», наблюдавшийся во втором полугодии 2015 года, оказался полностью отыгран: с начала текущего года все более четко прослеживается негативный тренд, свидетельствующий о том, что экономика продолжает углубляться в рецессию», — подчеркивается в докладе ВШЭ «Комментарии о государстве и бизнесе».

Ранее представители российских властей неоднократно заявляли о достижении экономикой страны «дна» и прекращении падения. В мае 2016 года о том, что «дно» осталось позади, заявлял президент страны Владимир Путин.


«Низкий уровень безработицы — менее 6%, умеренный размер внешнего долга — один из самых низких и профицит торгового баланса — $160 млрд в 2015 году. В результате, и это признают эксперты, дно кризиса в 2015 году можно считать пройденным», — заявил глава государства на саммите Россия — АСЕАН.

Похожую оценку дал тогда и глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев, заявивший, что российская экономика не находится в рецессии уже полгода. В середине июня тот же Улюкаев сообщил, что нижняя точка спада пройдена, идет быстрое восстановление экономики и начиная с третьего квартала российская экономика будет показывать рост. «Рецессия в экономике полностью прекратится по итогам этого года», — заверил министр.


Эксперты ВШЭ оптимизма политиков не разделяют и относят к числу наиболее тревожных показателей очередное сокращение потребительского спроса. Аналитики отмечают, что розничный товарооборот в России падает уже 17 месяцев подряд и в мае 2016 года сократился (по сравнению с апрелем за вычетом сезонности) еще на 1,1%. (По данным Росстата, товарооборот в розничной торговле в мае 2016 года в годовом исчислении сократился на 6,1%, в месячном же вырос на 0,8%). При этом сильнее других упали продажи продовольственных товаров, что свидетельствует об ухудшении благосостояния наименее обеспеченных слоев населения.


Остановить падение спроса со стороны населения не помогло даже замедление роста потребительских цен (с 1% в мае до 0,4% в апреле-мае). Одновременно с этим ухудшилось состояние дел и в других сферах экономики: грузооборот сократился в мае на 0,3%, объемы промышленного производства — на 0,2%, строительства — сразу на 6%.

«Таким образом, за апрель и май состояние российской экономики резко ухудшилось, несмотря на повышение цен на нефть Urals с $30 за баррель в январе-феврале до $40 и 45 в апреле и мае соответственно. Углубление рецессии в эти месяцы оказалось настолько велико, что при сохранении экономической активности на уровне мая падение ВВП по итогам года составит 1,5–2%, хотя мы ожидали увидеть такое падение лишь при цене нефти $35. Остается надеяться, что хотя бы нефть не возобновит падение», — отмечается в докладе.


Резкое повышение мировых цен на нефть, по мнению экспертов ВШЭ, могло бы помочь возобновлению роста экономики, однако рассчитывать на это в ближайшем вряд ли возможно. В докладе подчеркивается, что в настоящее время (в ходе сегодняшних торгов на бирже ICE стоимость барреля Brent колеблется чуть выше $51) нефтяной рынок близок к своему локальному пику, а в скором будущем может и упасть.


«Мы пока не склонны менять свою оценку среднегодовой цены Urals в $40 за баррель на текущий год. Если в первой половине года стоимость барреля в среднем составила около $37, то в течение второго полугодия мы ожидаем максимального снижения цен от пиковых значений начала июня в пределах 20%. Мы также не исключаем очередного кратковременного обвала цен до минимальных годовых уровней. В этом случае среднегодовая цена будет на несколько долларов ниже в зависимости от продолжительности сохранения низких цен», — отмечается в документе.

Поделиться с друзьями
ASTERA