Глава Роскомнадзора Александр Жаров попросил компании Facebook, Twitter и Google выполнять требования российского законодательства и напомнил: если они продолжат «противоправные действия» в России, то закон позволяет наложить на компании за это санкции. Речь идет о штрафах и блокировке страницы с противоправной информацией. О своих претензиях к соцсетям Жаров сообщил в письмах, направленных 18 мая директору Facebook по взаимоотношениям с органами госвласти в Северной, Восточной Европе и России Томасу Кристенсену, директору Twitter по публичной политике в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Шинейд Максуини и главному исполнительному директору Google Ларри Пэйджу. Официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский подтвердил отправку соответствующих писем.
— Подобного рода письма становятся регулярной практикой в нашем общении с иностранными интернет-компаниями, — говорит Ампелонский. — Обычно после отправки таких писем происходят определенные подвижки в общении. Надеемся, что и в данном случае компании отреагируют и выполнят те требования, которые им неоднократно направлялись.
6 мая замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов направлял в Google (по сервисам YouTube, BlogSpot и Google+), Facebook (по поводу одноименной соцсети и принадлежащей этой компании Instagram) и Twitter официальные письма на русском и английском языках. Он указывал, что эти компании не соблюдают требования российского закона о блогерах (так обычно называют поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»): Facebook, Twitter и Google не представили запрошенных данных о суточной посещаемости ряда пользовательских страниц, а также данных, позволяющих идентифицировать владельцев аккаунтов с суточной посещаемостью более 3 тыс. человек.
Между тем за непредоставление этих данных Кодексом об административных правонарушениях (ст. 19.7.10) предусмотрен штраф: до 300 тыс. рублей — для юрлиц, за повторное нарушение — до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 30 суток. При этом дела о таких административных нарушениях рассматривает сам Роскомнадзор.
В своих письмах Ксензов также указывал, что если компании не предпримут действий по удалению со своих сайтов «информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности» или участию в несанкционированных публичных мероприятиях, то Роскомнадзор будет обязан «ограничить доступ к информационному ресурсу, на котором данная информация размещена». Ведомство не раз направляло трем фирмам уведомления о наличии такой информации на их ресурсах — с указанием реквизитов требований Гепрокуратуры.
«При этом ограничение доступа к запрещенной информации может осуществляться как по указателю страницы сайта в сети интернет, так и по доменному имени и сетевому адресу интернет-ресурса в зависимости от имеющихся у оператора связи технических средств», — отмечал в своих письмах Ксензов.
Гендиректор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков рассказал, что операторы «большой четверки» (МТС, «МегаФон», «Билайн» и «Ростелеком») умеют точечно блокировать внесенные в черный список страницы сайтов по их адресу (URL), не возникает с этим проблем и у других крупных игроков на российском рынке. А вот небольшие региональные операторы проводного интернета могут блокировать сайты только по доменному имени или IP-адресу — таким образом, из-за одной страницы, внесенной в реестр, у пользователей этого провайдера перестанет работать весь сайт.
Есть по этому поводу и официальная статистика Роскомнадзора. В их системе взаимодействия с провайдерами интернета зарегистрировано чуть более 4,7 тыс. компаний. Порядка 70% из них могут блокировать сайты по URL, а остальные могут ограничивать доступ только ко всему ресурсу.
Так, например, в октябре 2014 года эксперты ФСКН обнаружили, что на одной из страниц интернет-магазина AliExpress продается курительная смесь. После этого от региональных пользователей Рунета стали поступать жалобы, что для них весь сайт заблокирован. Ситуация изменилась только после того, как администрация интернет-магазина закрыла доступ к запрещенной информации.
Представители Роскомнадзора неоднократно встречались с представителями Twitter, Google и Facebook и разъясняли им нормы российского законодательства, в том числе закон о блогерах. Тем не менее у ведомства остались претензии к американским компаниям.
«Учитывая необходимость принятия Роскомнадзором указанных выше мер в соответствии с российским законодательством, прошу вас в возможно короткие сроки сообщить о [своей] позиции… по обозначенным проблемным вопросам», — резюмирует в письмах Жаров.
Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов уверен, что наказывать сервисы-нарушители надо в первую очередь штрафами.
— Google, как и другие интернет-компании, соблюдает законодательство Евросоюза только под угрозой гигантских штрафов в виде процентов от оборота компании. При этом в ЕС регулируют интернет более жестко, чем в России, — говорит Костунов. — Роскомнадзор совместно с финансовыми службами должен найти способ наказывать рублем компании, игнорирующие наше законодательство. Отключение отдельных сервисов возможно только как крайняя мера. При этом надо предпринять все усилия, чтобы у российских пользователей была альтернатива. Это вопрос тонкой политики, и действовать надо по принципу «семь раз отмерь и один раз отрежь».
По словам независимого юриста Антона Богатова, если в России будет вынесено решение о штрафных санкциях против Facebook и Twitter, то взыскать с них средства будет сложно. Однако в нашей стране агенты собирают для этих компаний деньги за рекламу, и эти средства можно будет взыскать через суд — за исключением вознаграждения самого агента за проведенную работу.
Что касается Google, то в России у этой американской корпорации есть дочерняя компания, рассказывает Богатов.
— Удастся ли с нее взыскать средства за материнскую компанию? Всё зависит от того, как выстроены их отношения. По общему правилу, «сын за отца не отвечает», но есть и исключения, — отмечает юрист.
Представители Twitter, Google и Facebook не ответили на запросы «Известий».