Объем рекламного рынка по итогам 2015 года снизился на 10%, до 317 млрд руб., подсчитали в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). Росла по-прежнему только контекстная реклама в интернете, а в прессе падение достигло 29%. Зато первые месяцы 2016 года оказались «удивительно хорошими», по крайней мере в сегменте телерекламы, где рост оценивается в 20%.
В 2015 году рекламодатели потратили 317 млрд руб. на продвижение через основные медиаканалы. «С учетом рекламных бюджетов, израсходованных на создание креативных решений, на производство рекламной продукции и на оплату услуг рекламных агентств, суммарный объем российского рынка маркетинговых коммуникаций составил примерно 530–550 млрд руб.»,- уточняется в сообщении АКАР.
Единственным растущим сегментом остается контекстная реклама в интернете, ее объем составил 78,3 млрд руб., что на 20% выше показателя 2014 года. Медийная реклама сократилась на 2%, до 18,7 млрд. Доходы от рекламы в интернете в целом выросли на 15%, до 97 млрд руб. При этом доля интернет-рекламы уже превысила 31%, обращает внимание представитель «Яндекса» Ася Мелкумова.
Объем телерекламы упал до 136,7 млрд руб., на 14% к уровню 2014 года. После введения в феврале 2015 года ограничений для кабельных каналов (для трансляции рекламы доля российского контента должна быть не менее 75%) рекламные доходы сегмента упали на 28%, до 2,5 млрд руб.
При этом начало 2016 года было «удивительно хорошим», комментирует директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра Vi Сергей Веселов: январь и февраль показали плюс 20% в сегменте телерекламы. Четвертый квартал 2015 года был нулевой либо с маленьким плюсом, в декабре на федеральном ТВ был прирост в 7%.
Объем радиорекламы составил 14,2 млрд (снижение на 16%), наружной рекламы — 32 млрд руб. (минус 21%). В наибольшей степени кризис сказался на рынке печатных СМИ. Доходы от размещения рекламы у издателей снизились в совокупности на 29% и составили 23,3 млрд руб. Рекламные издания потеряли 38% рекламных доходов (объем сегмента сократился до 5,3 млрд руб.), журналы — 29% (11,6 млрд), газеты — 20% (6,5 млрд руб.).
«Безусловно, падение первого квартала было самым большим в 2015 году. Однако, несмотря на это, мы видим рост более 30% в январе и около 20% в феврале, это говорит о том, что рынок начал постепенно восстанавливаться»,- отмечает вице-президент по коммерческой деятельности «Европейской медиагруппы» («Европа Плюс», «Дорожное радио» и т. д.) Дарья Чуйкова. По ее мнению, рынок радиорекламы в этом году «в худшем случае покажет нулевую динамику, а при нормальном сценарии — до плюс 5%.
В сентябре коммуникационная группа ZenithOptimedia опубликовала прогноз по развитию рекламного рынка в 2015 году, согласно которому рекламные доходы должны были сократиться на 14,6%, до 290 млрд руб. В начале 2015 года предположения аналитиков были пессимистичнее: от минус 25% до минус 40%.