Некоторые коммерсанты считают, что борьба за потенциального клиента сродни войне, в которой «все средства хороши». Именно поэтому они используют порой не совсем добросовестные методы рекламы, вводящие потребителей в заблуждение, заявили эксперты «Доктора Веб».
Довольно часто у пользователей возникает необходимость срочно найти официальные сайты ряда госорганизаций — налоговой, комитета по защите прав потребителей, службы судебных приставов. Обратившись к поисковику и набрав соответствующий запрос, в верхней части списка выдачи пользователь получает ссылки на якобы официальные интернет-ресурсы соответствующих учреждений. Веб-страница, на которую он попадает по ссылке, внешне действительно очень напоминает сайт госструктуры: на ней, как правило, присутствуют изображения, неотличимые от государственной символики, а сама страница может быть оформлена в цветах флага РФ. Некоторые подобные ресурсы используют домены, очень похожие на адреса официальных учреждений или содержащие отсылки к ним. Такие сайты предлагают своим посетителям якобы бесплатную юридическую консультацию, для чего следует оставить в соответствующей форме свои контактные данные — адрес электронной почты или номер телефона. После этого на посетителя обрушивается шквал звонков и писем, в которых ему настойчиво предлагают платные юридические услуги.
На самом деле подобные веб-страницы не имеют к госорганизациям ни малейшего отношения — они принадлежат небольшим частным юридическим компаниям. Ссылки на интернет-ресурсы, пытающиеся замаскироваться под официальные сайты госструктур, оказываются первыми в поисковой выдаче потому, что представляют собой оплаченные рекламные объявления, которые демонстрируются выше результатов органического поиска.
Конечно, создание таких страниц, служащих для сбора клиентской базы, с точки зрения закона не является мошенничеством. Однако их оформление, использование похожих на официальную символику изображений, а в некоторых случаях и прямые заявления о том, что эта компания является официальным партнером налоговой, службы судебных приставов или других госструктур, вводят посетителя в заблуждение.
В результате клиенту подобной компании могут быть навязаны различные дорогостоящие услуги, например, пересылка обращения в орган государственной власти, которое можно отправить с настоящего сайта этого органа совершенно бесплатно, или составление жалобы, для которой в интернете можно отыскать типовые образцы. Как минимум, пользователь просто потеряет время, общаясь с назойливыми менеджерами частной юридической компании.
Чтобы отличить поддельную веб-страницу госструктуры от настоящей, нужно обращать внимание на следующие аспекты: ссылки в поисковой выдаче, ведущие на страницы коммерческих организаций, как правило, имеют пометку «Реклама», а на самих веб-страницах, пытающихся маскироваться под официальные сайты госструктур, вместо полного названия организации обычно указаны неточные или расплывчатые наименования: «защита прав потребителей», «общественная приемная», «горячая линия» и так далее. Кроме того, коммерческие организации обещают посетителям рассмотреть их обращение в течение нескольких часов или немедленно перезвонить на указанный телефон. Лучше всего в данном случае — постараться заранее выяснить адрес расположения интересующей организации и сравнить его с тем, который указан на сайте. Если они не совпадают, это повод насторожиться.