В ФАС России подготовили предложения по развитию инфраструктуры связи (есть у «Известий»), которое будет направлено на днях в Минэкономразвития. ФАС предлагает внести поправки в «Стандарт развития конкуренции в субъекте», утвержденный распоряжением правительства №1738-р 5 сентября прошлого года. Эту информацию «Известиям» подтвердили представители ФАС. Эксперты уверены, что предложенные меры должны помочь увеличить территорию покрытия сетей связи.
Начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева уверена, что предложенные ими меры необходимы для решения проблемы доступа операторов связи к инфраструктуре (предприятия, здания, сооружения, нежилые помещения, земельные участки, жилые помещения, лесной фонд и проч.), находящейся в государственной и муниципальной собственности, а результаты можно будет увидеть уже в начале 2017 года.
— Операторам связи очень тяжело строить свои сети, непонятно, как и на чем их размещать, цены на аренду постоянно скачут, прогнозировать ничего невозможно, — рассказала начальник управления регулирования связи и информационных технологий ФАС Елена Заева. — Мероприятия, которые мы предлагаем внести в стандарт, заставят субъекты отчитываться о том, что все заявки на доступ к инфраструктуре удовлетворяются, использование этих объектов растет, процедуры аренды понятны. Надеемся увидеть результаты уже в начале 2017 года.
«Стандарт развития конкуренции в субъекте» был разработан для содействия развитию конкуренции в разных сферах, например, на рынке медицинских услуг, услуг ЖКХ, услуг перевозок пассажиров наземным транспортом, услуг связи и так далее. В этом же документе приводится «Перечень мероприятий стандарта развития конкуренции». Сейчас этим документом предусмотрен только один целевой показатель по развитию конкуренции на рынке услуг связи. Доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного широкополосного доступа в интернет на скорости не менее 1 Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи, должна составлять не менее 60%. Начиная с 1 января 2015 года работа губернаторов стала оцениваться в том числе и по мероприятиям, проводимым в рамках стандарта, и созданию благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности.
ФАС предлагает расширить «Перечень мероприятий стандарта развития конкуренции», установив два дополнительных целевых показателя. Во-первых, удовлетворить заявки операторов связи «на размещение сетей и сооружений связи на объектах государственной и муниципальной собственности в первый год — не менее 80%, начиная со второго года — не менее 90%». Во-вторых, «на 20% увеличить количество объектов государственной и муниципальной собственности, фактически используемых операторами связи».
— Сейчас, планируя сеть, оператор не понимает, где он сможет получить доступ, а где ему откажут, нет понимания, какие цены будут через год, — рассказывает Елена Заева. — Это длинная административная процедура, у которой нет единого четкого регламента, в каждом муниципалитете решение принимаются по-разному.
В документе, направленном в Минэконмразвития, говорится, что территориальные органы ФАС провели исследование рынка услуг связи. Было выявлено несколько факторов, которые, по заявлениям самих операторов связи, препятствуют строительству и эксплуатации сетей связи. В частности, отсутствуют прозрачные процедуры размещения сетей связи на объектах, находящихся в муниципальной или государственной собственности, нет единого подхода к определению стоимости аренды муниципального или государственного имущества, отсутствует контроль за установлением тарифов. В документе приводится пример, что из-за отсутствия механизма регулирования предельных тарифов на предоставление операторам связи опор наружного освещения и опор контактной сети стоимость аренды ежегодно увеличивается на 15-20% без какого-либо экономического обоснования. Кроме того, в договоре по аренде государственного и муниципального имущества включаются условия, обязывающие операторов связи заключать договоры на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, договоры физического доступа, что в конечном счете повышает общую арендную плату за использование муниципальных и государственных объектов, а сейчас она составляет почти треть затрат операторов связи на аренду инфраструктуры для размещения сетей связи.
— При использовании государственной и муниципальной собственности возникает ряд проблем в части порядка заключения договоров на размещение сетей связи, в том числе в части затягивания сроков принятия решения о заключении договора и допуске на объект, необоснованных отказов в заключении договора, установления экономически необоснованных цен на размещение, навязывания дополнительных невыгодных условий, — прокомментировали в пресс-службе «ВымпелКома». В целом в «ВымпелКоме» поддерживают дополнения в «Стандарт развития конкуренции в субъектах», предлагаемые ФАС.
Внесение поправок в «Стандарт развития конкуренции в субъекте» станет первым шагом на пути к прозрачным и недискриминационным условиям взаимодействия операторов связи с властями. Следующим шагом станет создание «дорожной карты по развитию инфраструктуры связи в субъекте», которую ФАС представит в ближайшее время. В ней, например, будет рекомендовано определить перечень объектов, на которых можно размещать сооружения связи, разработать и опубликовать общедоступный регламент и порядок размещения сетей — куда и к кому обращаться, сколько обращение будет рассматриваться. Будет рекомендовано ограничить рост цен на аренду государственной и муниципальной собственности, а также проводить прогнозируемую ценовую политику, что поможет операторам связи прогнозировать затраты на длительный период.
По мнению генерального директора «ТМТ Консалтинг» Константина Анкилова, дополнения в «Стандарт развития конкуренции», предлагаемые ФАС, смогут помочь расширить территорию покрытия и увеличить качество услуг, предлагаемые операторами связи.
— Вхождение в объекты для строительства сетей всегда было большой и серьезной проблемой операторов связи, — комментирует Константин Анкилов. — Так как эта инициатива упрощает процедуру по получению в аренду в первую очередь крыш и фасадов местных муниципальных учреждений, это станет не спасением, но подмогой для операторов.