Владимир Путин призвал госкомпании начать переход на российское программное обеспечение. «Может быть, в первом полугодии текущего года — как рекомендацию, а во втором — пускай уже переходят», — заявил президент на совещании с членами правительства.
В свою очередь, глава Минкомсвязи Николай Никифоров сообщил, что сейчас органы госвласти приобретают иностранное ПО примерно на 20 млрд рублей в год. «При этом качественное решение у наших разработчиков есть», — сказал Никифоров. Он пообещал ловить госзаказчиков, которые, по старинке, предпочитают закупать иностранное ПО.
Есть ли у российских программистов решения, сравнимые с продуктами, к примеру, Microsoft?
Герман Клименко, директор и владелец компании Liveinternet: «Безусловно, есть. Например, Федеральная служба судебных приставов, по-моему, у них 20 тысяч рабочих мест, сервера, документооборот с электронными подписями, офисный пакет. Правда, они сами все сделали, они потратили в совокупности 300 млн вместо 700 млн рублей на Windows, и сами, кстати, зарегистрировали его в реестре разработчиков отечественного программного обеспечения. Для основной массы предпринимателей и госкомпаний переход с Windows на открытое программное обеспечение отечественных разработок мне представляется вполне возможным. Да, там может не быть таких красивых пасьянсов и красивых игр, но все, что касается документооборота, собственно говоря, это основная задача компьютера в современной госкомпании — принять письмо, уведомление, сообщить, квалифицированной подписью подписать. Это все возможно, это все работает, тестируется. Временами не так красиво, как Microsoft, но дешевле и эффективнее для самой компании».
Не пора ли переводить госструктуры и госкомпании на российский софт?
Сергей Рыжиков, основатель «Битрикс 24»: «Есть свои разработчики софта, есть интернет-компании, есть поисковики, которые успешно конкурируют с западными игроками. Есть разработчики софта по большинству категорий. Да, у нас нет непосредственно своей операционной системы, тем не менее, есть проекты на Linux. Сейчас никто не говорит о том, что нужно перейти с завтрашнего дня. Конечно, если нет точной категории, или прямо нельзя реализовать, то можно использовать другие программные продукты. Во-вторых, ситуация с большой вероятностью будет взаимовыгодна и для российских госструктур, и для разработчиков, потому что российские программные продукты чаще всего дешевле западных, в большинстве своем они функциональнее западных. Ну, и дополнительный приток средств российских разработчиков позволит им создавать и больше продуктов, и повышать качество, расширять ассортимент».
Напомним, в ноябре минувшего года премьер Медведев подписал постановление, согласно которому с 1 января госорганы должны закупать софт преимущественно из спецреестра российского ПО. Единственное исключение из правила — когда в России нет аналогов иностранных программ, необходимых тому или иному ведомству. По данным Минкомсвязи, сейчас в реестре отечественного ПО — порядка 250 программ.