Интервью с Алексеем Бугаем, заместителем генерального директора по развитию бизнеса компании CTI.
— Как вы оцениваете темпы развития российского ИТ-рынка по горизонтальным и вертикальным сегментам в текущем году?
— В ряде вертикалей рынка продолжается значительное падение спроса на зарубежное оборудование и программное обеспечение в связи с фиксацией объема закупок в рублях. Однако некоммерческие проекты активно ориентируются на отечественные продукты. Интеграторы тоже стараются приспособиться к реалиям рынка, к большему количеству появляющихся российских продуктов, заменяя западные решения на решения отечественных производителей. Ритейл – один из наиболее динамично развивающихся сегментов российского рынка. Данная отрасль активно растет и старается решать свои задачи, как мы наблюдаем на примере наших заказчиков, с применением качественных отечественных аналогов.
Если говорить о горизонтальных сегментах ИТ-рынка, можно выделить конкретные перспективные направления: растет интернет вещей (IoT), в связи с текущими кризисными реалиями развиваются и эволюционируют облачные решения, информационная безопасность – всегда актуальная тема, особенно это связано с развитием новых технологий и направлений в ИТ-индустрии. Если говорить про ИТ-рынок в целом, стоит отметить, что имеет большие перспективы разработка программного обеспечения. Об этом начали писать наиболее продвинутые системные интеграторы еще в конце 2014 года. Компания CTI является признанным экспертом по разработке ПО, у нас есть собственные продукты и мы можем уверенно утверждать, что данное направление имеет хорошие перспективы.
— Какие ключевые тенденции, по вашему мнению, определяют развитие российского ИТ-рынка на данный момент?
— Большое влияние на ИТ-рынок оказывает текущая конъюнктура российского валютного рынка. Большинство информационных систем сегодня базируются на импортной технике. Соответственно, с ухудшением курса рубля снижается возможность ее приобретения. Второе, на чем базируются ключевые тенденции, – это близость или отстраненность России от Запада. Санкции существенно препятствуют развитию той части ИТ-рынка, которая основана на западных продуктах. С другой стороны, для России открывается окно для разработки собственных ИТ-решений похожего класса. Еще одна позитивная тенденция, определяющая развитие российского ИТ-рынка, – помощь государства, выражающаяся в разных формах. В частности, ИТ-компании, располагающиеся в инновационных центрах, таких как "Сколково" и ему подобных, получают налоговые льготы и имеют возможность направлять больший объем средств на развитие собственных решений.
— Каковы позиции вашей компании на рынке на сегодняшний день? Есть ли стратегия развития в контексте текущей ситуации на российском рынке ИТ и в перспективе 3-5 лет?
— На сегодняшний день в России стратегии развития компаний инновационного характера, таких, как CTI, на пять лет не разрабатываются. По моей оценке, три года – это максимальный горизонт стратегического планирования. Если говорить о позициях CTI на рынке, можно отметить, что компания традиционно сильна в сфере разработки программного обеспечения. Разработчики и инженеры CTI создают те продукты, за которые еще не берутся другие интеграторы. Наша компания разрабатывает новые передовые решения, не уступающие продуктам мирового уровня. В настоящий момент в портфель продуктов CTI входят решения, связанные с интернетом вещей (IoT), интерактивным телевидением всех категорий, контактными центрами, а также операторские голосовые сервисы и облачные решения. Список продуктов собственной программной разработки постоянно расширяется.
— Наблюдаете ли вы в текущем году результаты курса на импортозамещение? Какие проекты в сфере импортозамещения вам кажутся наиболее перспективными?
— Безусловно, результаты курса наблюдаются. На рынке появляются новые отечественные продукты и совершенствуются уже существовавшие. Это касается и программных, и аппаратных разработок из разных областей: информационной безопасности, унифицированных коммуникаций, контактных центров, финансовых систем, а также офисных продуктов. Данные разработки пользуются явным преимуществом в государственных конкурсах. Заметно, что госструктуры активно ведут закупки отечественного оборудования и ПО, предпочитая его западным аналогам. Бизнес также начинает постепенно переориентироваться на разработки отечественных производителей. По моей оценке, это наиболее интересное наблюдение. Качество за разумные деньги в бизнесе имеет первостепенное значение. Разница в цене в два раза для предпринимателей зачастую не означает смену производителя: если решение себя хорошо зарекомендовало, но стоит в два раза дороже непроверенного аналога, бизнес часто предпочитает купить в два раза меньше проверенных продуктов и подождать, когда появятся деньги для закупки второй половины. Однако мы замечаем, что представители бизнеса все чаще обращают внимание на отечественные разработки.
— Каким образом ИТ-рынок реагирует на переход бизнеса к цифровой трансформации? Изменились ли в связи с этим требования к продуктам?
— Очевидность цифровой трансформации неоспорима. Однако тематика, на мой взгляд, больше "раздута", нежели реально востребована. С одной стороны, появляются примеры полной цифровизации предприятий: группа "Черкизово", например, построила полностью цифровой мясоперерабатывающий завод в подмосковном городе Кашира. Система работает почти без привлечения человеческих ресурсов. Активное развитие тематик IoT и Big Data – это тоже показать цифровой трансформации. С другой стороны, о цифровой трансформации наиболее активно говорят западные ИТ-производители, которые сталкиваются с наибольшими сложностями на ИТ-рынке: у них упали объемы продаж, их продукты активно импортозамещают. Цифровая трансформация – это возможность для таких вендоров поставить свое оборудование в ядро цифровой инфраструктуры, это новый канал продаж. По моей оценке, рынок не столько стремится стать цифровым, сколько его искусственно подталкивают к развитию крупные западные вендоры с целью увеличения объемов продаж своих продуктов.
— Какие отрасли экономики, по вашему мнению, недостаточно активно применяют цифровые технологии, где вы видите возможности для развития?
— Совершенству нет предела. Можно сказать, что почти все отрасли недостаточно активно внедряют цифровые технологии, но есть и такие, где цифровизация нужна на базовом уровне, в других отраслях требуется "продвинутая цифровизация". Например, мне видится, что в сельском хозяйстве было бы полезно применение интернета вещей (IoT). По мере того, как сырьевые компании будут интегрировать новые промышленные технологии, им будут нужны и новые информационные технологии для управления ими. Нефтегазовая отрасль, на мой взгляд, тоже недостаточно цифровизирована.
— Каким будет для российского ИТ-рынка 2018 год?
— По моей оценке, ситуация на рынке ИТ-услуг непредсказуемая. Многое зависит от ужесточения санкций США и Евросоюза в отношении России, это напрямую влияет на рост цен на импортную технику. Для ряда вертикалей рынка на текущий момент санкционные меры оказывают сильное влияние на объем ИТ-рынка. Однако, если российские банки покупали коммутаторы Cisco или серверы HPE и Dell EMC, они еще долго продолжат приобретать их, почти независимо от текущей экономической ситуации. Процесс перехода от западного оборудования к отечественному – плавный и небыстрый.