Производитель YotaPhone 2 обвинил YotaDevices в обмане пользователей

Производитель смартфонов YotaPhone 2 — сингапурская компания Hi-P опровергла слова представителей YotaDevices, обвинивших поставщика в отмене выхода этого устройства на рынок США.


— Утверждения, сделанные Yota, полностью ложны. Мы потребовали публичных извинений от Yota, и мы предпримем по своему усмотрению все необходимые меры, чтобы расставить все точки над i, если не получим позитивной реакции от Yota, — заявил «Известиям» представитель Hi-P Джерри Танг.


Разрабатывали YotaPhone 2 российские и финские специалисты в финском офисе YotaDevices. Программное обеспечение писали в российском офисе. Производством аппаратов занимается генеральный подрядчик — компания Hi-P — на китайской фабрике в городе Сучжоу, расположенном неподалеку от Шанхая. Головной офис Hi-P расположен в Сингапуре.


Для выхода на американский рынок российская компания воспользовалась краудфандинговой платформой Indiegogo. Сбор средств был запущен 19 мая 2015 года. Собрать удалось порядка $300 тыс. Предполагалось, что в розничных магазинах США YotaPhone 2 начнет продаваться в августе 2015 года по цене порядка $600. Однако в первых числах августа стало известно, что YotaDevices отменила запуск продаж нового YotaPhone 2 в США.


В своем заявлении для пользователей Indiegogo российская компания сообщила: «Причина отмены нашего старта связана с непредвиденными задержками как в производстве, так и поставке версии YotaPhone 2 для Северной Америки по вине нашего производителя… когда мы начали эту кампанию, мы были уверены, что наш поставщик сможет выполнить свое обязательство».


— В июле 2015 года компания приняла решение временно отложить запуск YotaPhone 2 в США, — сообщила пресс-служба YotaDevices, — поскольку столкнулась с непредвиденными сложностями, связанными с производством и доставкой «американской» версии. В ходе кампании на Idiegogo мы собрали заказ на общую сумму $250 тыс. и заинтересованы в предоставлении устройств пользователям в обозримом будущем. Нам не очень понятно, на основе чего возникло недопонимание по поводу сотрудничества YotaDevices с компанией Hi-P. В настоящий момент мы работаем с нашим партнером в Сингапуре, согласно достигнутым ранее договоренностям.


Компания предложила вернуть средства тем, кто передал ей деньги через Indiegogo. Либо пользователи могут получить телефон, который не будет работать в американских сетях LTE и 3G.


Основные мобильные операторы США — AT&T и T-Mobile, — как и их российские коллеги, работают в стандартах GSM, 3G, LTE, но на частотах, отличных от российских. Еще один крупный оператор — Verizon оказывает услуги в стандартах CDMA и LTE.


— YotaDevices заключала с Indiegogo договор о распространении гаджетов по предоплатной модели для экономии на логистике, — рассуждает Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «Финам». — По моим прогнозам, будет возвращена бо́льшая часть собранных через Indiegogo средств. Небольшая часть клиентов, впрочем, все-таки может согласиться на поставку неадаптированных аппаратов.


По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, YotaPhone 2 спроектирован так, что для работы в американских частотах LTE его нужно полностью переделывать. Это очень дорого и долго.


— Необходимо минимум $8 млн и полгода работы. В США нет столько желающих купить YotaPhone 2, — уверен Муртазин.


Есть информация, что всего в России и Европе продано менее 150 тыс. аппаратов, отмечает Нигматулин.


— Вряд ли продажи в США, в лучшем случае, составили бы более 5–10% от общих продаж, — уверен он.


— Перенос ответственности на китайских поставщиков и перевозчиков, объяснение случившегося проблемами в логистике и сроках изначально не казались состоятельными, — говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — И правила делового этикета, и правила делового оборота, и юридические последствия требуют от международных игроков быть ответственными в заявлениях и тем более обвинениях против партнеров. Не исключаю, что YotaDevices анализировала риски подобного обвинения. И возможный иск китайского производителя, связанный с защитой деловой репутации, предполагался. Такой иск более чем возможен. Порядок его рассмотрения, видимо, определен контрактом, скорее всего, это международный арбитраж, ибо непозволительно юристам передавать спор на рассмотрение в России или Китае, с высокой вероятностью протекционистского подхода. Сумма иска зависит от истца и зависит от возможных прямых убытков, недополученной прибыли и оценки деловой репутации. Это могут быть сотни тысяч или миллионы долларов США.

Поделиться с друзьями
ASTERA