Минэкономразвития просят ввести дополнительные льготы для женщин-предпринимателей, в частности, разработать специальные кредитные продукты, обеспечить долю участия в госзаказе до 5%, разрешить вкладывать материнский капитал в открытие нового дела или развитие уже существующего.
С предложением разработать федеральную целевую программу по поддержке женского предпринимательства, в которую в том числе войдут перечисленные пункты, к министру экономического развития Алексею Улюкаеву обратилось бизнес-сообщество. Под обращением (документ в распоряжении «Известий») подписались руководители Школы бизнеса Института Мирбис, стратегического комитета «Союз женских сил», члены «Опоры России» и «Лиги хостелов», ассоциации частных клиник и ассоциации Интернет-разработчиков. Эксперты отмечают, что в бизнесе не может быть деления по гендерному признаку, и на практике предлагаемые меры окажутся неосуществимыми.
Авторы обращения ссылаются на результаты исследования ассоциации женщин-лидеров бизнеса «Комитет 20», согласно которым «44% женщин считают, что россиянкам сложнее вести предпринимательскую деятельность, чем жительницам европейских стран».
«Несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, с каждым годом в России увеличивается количество женщин, готовых попробовать себя в предпринимательстве. Однако сложности существующего делового климата, отсутствие опыта и знаний ведения бизнеса, социальные проблемы и психологические трудности зачастую заставляют россиянок отказаться от идеи стать предпринимателем», — утверждают авторы обращения.
Также представители женского бизнес-сообщества ссылаются на то, что «во Всемирном рейтинге гендерного предпринимательства и развития наша страна оказалась на 19-м месте, пропустив вперед США, Австралию и большое количество стран Европы, что лишний раз доказывает то, что в России инфраструктура, поддерживающая женщин-предпринимателей, плохо развита».
К основным проблемам, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, бизнес-сообщество относит административные барьеры и отсутствие возможностей по привлечению финансовых средств. Также 40% женщин-предпринимательниц говорят о том, что им не хватает опыта и знаний ведения бизнеса.
— Россиянки, которые хотят открыть свое дело, в большинстве своем жалуются на отсутствие возможностей по привлечению финансовых ресурсов на открытие или развитие своего дела (42%), также предпринимательниц беспокоят административные барьеры (26%), абсолютное отсутствие пропаганды женского предпринимательства, в частности, продвижения успешных примеров женщин-предпринимателей (19%), остальные назвали неготовность рисковать в экономический кризис, — говорится в обращении.
«Причем проблемы при организации собственного бизнеса испытывают не только женщины, проживающие в городах-миллионниках, но и предпринимательницы из регионов. Вместе с тем россиянки в большинстве своем чрезвычайно заинтересованы в изменении сложившейся ситуации, причем в большей степени они рассчитывают на помощь государства (52% респондентов)», — говорится в обращении к Улюкаеву.
Помощь от государства бизнес предлагает оформить в виде федеральной целевой программы по поддержке женского предпринимательства. Правительство просят разработать специальные образовательные модули по развитию качеств и навыков и заняться пропагандой женского предпринимательства через социальную рекламу и телерадиопередачи.
Также представители женского бизнес-сообщества просят предоставить им ряд льгот, которые финансово упростят возможность ведения бизнеса.
Среди них «специальные кредитные продукты», потому что у женщин в отличие от мужчин практически нет стартового капитала; «обеспечение доли в госзаказе для женщин-предпринимателей до 5%»; «введение дополнительных льгот в приоритетных для государства сферах бизнеса»; «расширение действия материнского капитала», чтобы его можно было вкладывать в открытие нового или развитие уже существующего бизнеса.
Помощник Министра экономического развития Елена Лашкина пояснила «Известиям», что предложения от бизнес-сообщества еще не поступали. При этом отметила, что «женщины – предприниматели имеют возможность участвовать в реализуемых мероприятиях по поддержке малого и среднего предпринимательства без каких-либо ограничений».
— С 2005 года Правительством РФ реализуется масштабная программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. За счет средств программы во всех регионах нашей страны предпринимателям предоставляются субсидии на развитие бизнеса, создаются организации инфраструктуры поддержки – бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, центры кластерного развития, инжиниринговые центры и ряд других организаций, — пояснила Лашкина.
Как отметила помощник министра, ежегодно в рамках программы поддержку получают свыше 200 тыс. человек.
— В рамках программы также предусмотрены дополнительные возможности для развития бизнеса, непосредственно организованного женщинами. Речь идет о предоставлении субсидий на реализацию проектов в сфере социального предпринимательства, связанных в том числе с осуществлением социального обслуживания граждан, развитием здравоохранения, обеспечением культурно-просветительской деятельности. Данное направление называется «поддержкой социального предпринимательства». Субъекты социального предпринимательства, которые учреждены женщинами, имеющими детей в возрасте до 7 лет, либо обеспечивают занятость таких женщин, включены в приоритетную целевую группу получателей субсидий, — пояснила Лашкина.
Автор инициативы, декан Школы бизнеса Института Мирбис Елена Переверзева утверждает, что в период кризиса роль женщин в экономике повышается, так как именно они в первую очередь думают о том, как прокормить своих детей.
— Женщины часто становятся кормильцами своих семей, так как в случае развода чаще всего дети в России остаются с матерями. Создание собственного бизнеса или небольшое предпринимательство дома – это открытие детского сада в квартире или помощь старикам – один из способов дохода, который используют активные женщины, — говорит Переверзева. – В периоды экономических проблем матерям становится еще сложнее, так как многие мужчины, потеряв работу, садятся на диван и начинают страдать, в то время как женщины наоборот активизируются и думают, где взять кредит или где можно помыть полы, чтобы заработать денег на еду.
Переверева также рассказала, что при разработке идеи руководствовалась в том числе и зарубежным опытом: во многих странах существуют отдельные преференции для женщин в бизнесе.
— Самые яркие примеры в странах третьего мира, так как в некоторых из них ранее роль женщины в целом была занижена в социальной и экономическое жизни государств, — отметила Переверзева. – В Малайзии для женщин созданы специальные образовательные бизнес-программы, после прохрждения которых «юным» предпринимательницам дают беспроцентные ссуды и помогают первые два года в развитии компаний, дают помещения под предприятия.
По оценкам сопредседателя Ассоциации частных клиник Москвы Ларисы Крюковой, сегодня на российском рынке количество предпринимателей женского пола не достигает и 10%.
— Когда мужчины начинают активно подниматься по карьерной лестнице — это 25 лет, женщины – начинают рожать, и вернуться к работе даже при наличии одного ребенка они могут не раньше, чем через три года. В это время вакантное для женщины место на рынке занимают другие молодые менеджеры, — сказала Крюкова.
Она также заявила, что (по аналогии с иностранной практикой) готова создать вместе с коллегами бесплатные курсы для женщин, желающих заниматься бизнесом, однако для этого нужны помещения и информационная государственная поддержка.
— Мы бы рассказали свои истории, о рисках в бизнесе. Государство, привлекая женщин, получит огромную отдачу, потому как последние скурпулезны в вопросах денег. И количественно их больше, — добавила Крюкова. – Было бы замечательно, если бы женщины могли первые три года после создания бизнеса не выплачивать проценты по кредиту или проценты сократили бы. Потому что начало – самое сложное, и нужно всему учиться.
В то же время управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко считает, что предлагаемые меры технологически не выполнимы.
— В бизнесе работают юридические лица, у которых нет пола. И кредиты в банках предоставляются компании как юридическому лицу, а не конкретному человеку. К тому же надо учитывать, что у предпринимателя три основных функции — владение, управление и собственность. Причем их может осуществлять как один, так и несколько человек. В связи с этим непонятно, каким образом можно определить, что предприятие женское? – считает Потапенко.
Потапенко отметил, что традиционно женским бизнесом считается индустрия красоты, фитнес-клубы и предоставление бухгалтерских услуг.
По мнению председателя коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константина Трапаидзе, возможность получить преференции женщинам-препринимателям смогут использовать мужчины-предприниматели в своих интересах.
— Мужчины начнут регистрировать компании на женщин, чтобы была возможность получить предлагаемые льготы, — говорит Трапаидзе.– В целом все те дополнительные льготы в виде специальных кредитных продуктов или возможности использования маткапитала не сильно помогут предпринимательницам. Это лишь песчинка в вопросе поддержки бизнеса, необходимо решить проблему комплексно: снижать административный прессинг и налоговую нагрузку на малый и средний бизнес.