Повышение эмоционального IQ способствует эффективной работе ИТ-руководителей

Прием на работу и сохранение в компании талантливых специалистов становится приоритетной задачей для CIO. Повышение уровня эмоционального IQ ваших ИТ-руководителей — это большой шаг к созданию такой корпоративной культуры, где люди хотели бы работать, считают эксперты CIO.com.

В 1995 году Дэниел Гоулман выпустил свой бестселлер «Эмоциональный интеллект», в котором он утверждает, что некогнитивные навыки настолько же — а может даже в большей степени — важны, как и IQ. Проведенные исследования подтвердили, что люди с самым высоким IQ превосходят тех, кто обладает средним IQ, только в 20% случаев. Еще более интересными оказались данные о том, что люди со средним IQ превосходили тех, кто обладает самым высоким IQ в 70% случаев. Этот факт говорит о том, что самый умный человек в офисе необязательно будет лучшим управленцем и руководителем команды разработчиков или ИТ-отдела. В сфере ИТ уровень EQ [так называемый эмоциональный IQ] у менеджеров имеет особое значение. Сохранение квалифицированных сотрудников в компании — одна из главных задач, и, по словам аналитиков, именно высокий уровень EQ у руководителя влияет на этот фактор.

Эмоциональный интеллект — это ключ к получению максимальной отдачи от (зачастую) немногочисленного штата технических специалистов, а также к сохранению человеческого капитала в компании как можно дольше. Данные исследований показывают, что эмоциональный интеллект — это главное отличие между звездами-исполнителями. Но, тем не менее, есть среди них и те, кто никогда не будет использовать этот навык себе во благо, или кто вечно ждет, пока не окажется, что уже слишком поздно им воспользоваться.

Что такое EQ и зачем это мне?

На первый взгляд кажется, что EQ сложно поддается измерению. В своей книге «Эмоциональный интеллект 2.0» Трэвис Брэдберри и Джин Гривс определяют EQ как способность распознавать и понимать свои эмоции и эмоции других, и как способность использовать эту информацию для управления своим поведением и взаимоотношениями.

Почему это так важно для вас? Да, потому что ваши ИТ- и технические директора — это ключевая составляющая ваших стратегий по исполнению и сохранению персонала; те, кто обладает более высоким EQ, демонстрируют отличные результаты в таких областях, как руководство командой, влияние на людей, организационное сознание, уверенность в себе и осуществление общего руководства.

По словам экспертов, техническая сфера привлекает к себе людей умных, увлеченных и интересных, и они уверены, что такая же открытость новым идеям, что приводит людей в мир технологий, приносит с собой мотивацию, целостность и спокойное отношение к изменениям — то есть все элементы высокого уровня EQ.

5 компонентов EQ

Существуют различные направления научной мысли о том, что составляет эмоциональный IQ, но согласно исследованиям, проведенным The Adele Lynn Leadership Group, таких основных компонентов — пять.



  1. Эмпатия (сопереживание);
  2. Социальный опыт (сюда входят социальные связи, сотрудничество, организационные способности и умение разрешать конфликты);
  3. Влияние на самого себя (сюда входят такие компетенции, как способность быстро восстанавливаться, постановка целей, оптимизм и гибкость);
  4. Влияние на других (сюда входят такие компетенции, как умение вести за собой других, создание позитивного климата и получение результатов от других);
  5. Мастерство ставить цели (сюда входят такие компетенции, как понимание чьей-то цели и ценностей и принятие действий, чтобы реализовать эту цель).

Надо ли работать над своим EQ?

Если кратко, то «да». Эксперты считают, что как менеджер, чем больше вы разбираетесь в мотивации своих сотрудников, их карьерных путях, сильных и слабых сторонах их личностей, тем эффективнее вы сможете распределить ресурсы и помочь им расти. Если вы действительно хороший руководитель, то сможете помочь своим коллегам и подчиненным использовать их сильные стороны и одновременно покажете им, как справиться со слабыми сторонами.

Если у сотрудника хорошие взаимоотношения со своим руководителем, и этот человек активно интересуется его чувствами, идеями и продвижением по службе, то ему гораздо труднее покинуть компанию, где он трудится. Вот четыре вопроса, над которыми следует поразмышлять руководителю:



  • Вы больше находитесь в обороне или нет?
  • Вам все равно или неинтересно, что коллеги или подчиненные думают о вас, или что их интересует?
  • Принимаете ли вы на себя ответственность или регулярно перекладываете вину на других?
  • Испытываете ли вы трудности, когда сочувствуете своим сотрудникам или коллегам?

Если хотя бы на один вопрос вы ответили «да», то, скорее всего, вам необходимо повысить уровень своего свой эмоционального интеллекта.

Включение EQ компонента в рекрутинговый процесс

По словам экспертов, на сегодняшний день очень мало технических компаний, которые бы успешно внедряли компонент EQ в свои рекрутинговые или рекламные процессы. Технические компании больше полагаются на узкие критерии в вопросах рекрутинга и продвижения, в которые EQ не входит. Специалисты считают, что основная сложность во внедрении этой методологии заключается, на удивление, в культурных различиях. Особенно когда речь идет о международных компаниях. Действия, которые для одних людей естественны, могут раздражать других. Дело в том, что взаимодействие с людьми в разных культурах широко варьируется.

Вы хотели бы включить компонент EQ в рекрутинговый процесс, но не знаете, как это сделать. Вот что советуют эксперты:



  1. Сформулируйте конкретные вопросы, основанные на EQ-компетентности, которую вы хотели бы оценить. Не забудьте продумать желаемые ответы, которые бы вы хотели получить.
  2. Попросите дать пример поведения. Кстати, многие на этом заканчивают оценку EQ, но эксперты добавляют еще два важных шага.
  3. Попытайтесь узнать, мотив это или размышление. Это дает важную информацию о том, при каких обстоятельствах подобное поведение может повторяться.
  4. Оцените ответы, основываясь на своих заранее определенных ответах.

Помимо этого, можно использовать вопросы, которые были разработаны экспертами специально для ИТ-руководителей:



  • Расскажите о том моменте, когда проект ослабил моральный дух вашей группы. Как вы узнали об этом? Что предприняли в связи с этим?
  • Расскажите о том случае, когда вы намеренно старались задать тон в беседе с сотрудником или клиентом. Что вы говорили? Как вы это говорили?
  • Опишите случай, когда ваш сотрудник пробивался. Как вы узнали об этом? Что предприняли?
  • Расскажите о случае, когда кто-то противостоял вам или вашим идеям. Что вы сделали?
  • Расскажите о случае, когда вы потерпели неудачу, выдавая результат. Что вы сделали?
  • Расскажите о случае, когда член вашей команды не сделал что-то намеченное, и это повлияло на вашу работу. Что вы сделали? Что вы сказали? Кому вы рассказали об этом?
  • Расскажите о том случае, когда кто-то критически отзывался о вашей работе. Что вы сделали? Что вы сказали?
  • Расскажите о случае, когда у вас была идея, но ее встретили в штыки. Что вы сделали?
  • Расскажите о случае, когда вы почувствовали, что ваша карьера застопорилась. Что вы сделали? Кому вы рассказали об этом?
  • Расскажите о клиенте, который предъявлял неразумные требования вам или вашей команде. Что вы сделали?
  • Расскажите о том, когда то, что вы сказали или сделали, оказало положительное влияние на вашу команду или на клиента. Как вы узнали об этом?
  • Расскажите о том, когда то, что вы сказали или сделали, оказало негативное влияние на вашу команду или на клиента. Как вы узнали об этом? Что вы сделали?
Как повысить свой эмоциональный IQ

По мнению экспертов, один из самых действенных способов — это спросить коллег, которым вы доверяете, высказать свое мнение о вашем взаимодействии с другими. Очень часто мы видим себя с одной стороны, в то время как другие видят нас в совершенно ином свете.

Если возможно, замедлите процесс принятия решений. Не всегда стоит быстро реагировать и принимать поспешные решения. Снижение темпа в таком процессе иногда помогает убрать излишние эмоции, а вместо этого дает возможность внимательно изучить данные и принять взвешенное решение. К тому же немедленный ответ может вызывать излишний стресс у сотрудников.
Эксперты советуют постоянно работать над самоанализом и заставлять себя смотреть через призму других, задавая себе вопрос «а что они считают?».

Тренинги по повышению EQ для руководителей

Многие крупные организации, занимающиеся обучением руководителей высшего звена, например Gartner, предлагают материалы или курсы по повышению эмоционального интеллекта. Компания Coursera также предлагает бесплатное обучение для повышения EQ у руководителей. Сейчас можно найти большое количество консультантов, которые проводят тестирования по эмоциональному интеллекту для высшего руководства. К тому же курсы по повышению самооценки можно пройти как со специалистом, так и по интернету.

Эмоциональный интеллект, по мнению экспертов, имеет мультипликационное воздействие как на человека, так и на бизнес. Он не может заменить технического совершенства, но может многократно увеличить бизнес-преимущества для всей компании, и в значительной мере может повысить продуктивность самого специалиста.

Поделиться с друзьями
ASTERA