Во втором квартале 2015 года производители планшетов поставили в Россию 1,27 млн устройств на сумму $185 млн, говорится в отчете исследовательской компании IDC. По расчетам аналитиков, это на 26,2% меньше в штучном выражении и на 49% — в денежном, чем за аналогичный период 2014 года.
Доля планшетов компании Apple, стоимость которых начинается от 21 тыс. руб. (около $329 по курсу ЦБ на 14 августа), в общем объеме поставок планшетов в Россию с апреля по июнь 2015 года составила 1,6%. Годом ранее доля Apple составляла 7,6%. В абсолютных значениях поставки iPad сократились с 130,8 тыс. до 20,3 тыс. устройств. В результате за год компания Apple опустилась с 4-го места на 12-е в общем рейтинге производителей по объему поставок. В денежном выражении доля поставок iPad за тот же период сократилась на 83,1%.
В тройку лидеров по поставкам во втором квартале 2015 года вошли китайская Lenovo (14% всех отгруженных устройств), южнокорейская Samsung (8,8%) и марка крупного российского дистрибьютора «Мерлион» Digma (7,7%).
Разница подсчетов
Популярность планшетов Lenovo исполнительный вице-президент «Евросети» Виктор Луканин объясняет «лучшими характеристиками при равной стоимости планшетов других производителей, например Samsung». По его словам, в первом полугодии 2015 года Lenovo и Samsung продали практически одинаковое количество планшетов. Дешевые операторские планшеты снизили интерес покупателей к дорогим планшетам, а Lenovo как раз заняла комфортную с точки зрения цены нишу: не слишком дорогие, но вполне функциональные устройства, добавил Луканин.
По итогам первого полугодия 2015 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года рынок планшетов показал падение и в натуральном, и в денежном выражении — на 26% и на 34% соответственно, приводит данные Луканин. Спрос стремительно снижается, поэтому Apple сократила свои поставки в Россию, добавил он. Однако он уточняет, что нельзя приравнивать объем отгрузок к объему продаж, поскольку они могут сильно различаться.
Между объемом поставок гаджетов и реальным спросом нет абсолютной зависимости, соглашается представитель «Связного» Мария Заикина. Ретейлер может закупить определенную модель планшета в больших количествах — например, в месяц ее выхода на рынок, основываясь на прогнозах спроса в ближайшие месяцы, и, соответственно, не закупать товар в течение нескольких следующих месяцев, объяснила она.
Реальные позиции брендов на рынке корректнее оценивать по продажам устройств потребителям, считает Заикина. По данным «Связного», продажи планшетов в России во втором квартале 2015 года сократились на 33% в натуральном выражении и на 44% — в денежном. Всего в нашей стране за этот период было продано 1,2 млн планшетов на сумму 9,2 млрд руб., подсчитали аналитики компании.
По данным Заикиной, Apple продолжает оставаться одним из двух — пока недосягаемых — лидеров сегмента планшетов по доле в рублях как по итогам второго квартала, так и по итогам всего первого полугодия. В натуральном выражении Apple входит в пятерку самых популярных брендов планшетов в России, отметила она.
Впрочем, в покупательских предпочтениях уже заметны серьезные изменения.
Предпочтения пользователей
По мнению старшего аналитика IDC Натальи Виноградовой, покупатели теряют интерес к планшетам из-за растущей популярности смартфонов с большой диагональю экрана. Новые модели планшетов не обладают характеристиками, которые могут привлечь потребителей, отметила она. Смартфон с экраном диагональю от 5 дюймов для большинства россиян становится единственным устройством для выхода в интернет, игр, просмотра видео и фотографий, подчеркнула эксперт. Поэтому сегмент смартфонов с дисплеем 5–5,5 дюйма во втором квартале 2015 года вырос на 120% год к году, добавила она.
Кроме того, более 66% всех отгруженных во втором квартале планшетов стоили менее $150 (около 9,6 тыс. руб. по текущему курсу), рассказала Виноградова. Годом ранее их доля составляла 43%, добавила она. Средняя стоимость планшета за год сократилась с $212 до $146 (с 13,5 тыс. до 9,3 тыс. руб.).
Рынок планшетных компьютеров в России последние два года активно развивался, причем темпы роста были настолько высокими, что уровень проникновения планшетов в России превышал общемировой, и в результате рынок перенасытился, объясняет представитель «Связного». Сейчас часть покупателей готова отказаться от планшета в условиях кризиса, добавила Заикина.