«Поставил и забыл» — принцип, по которому должен работать современный контент-фильтр»

Игорь Сухарев, директор компании А-Реал КонсалтингИнтервью с Игорем Сухаревым, директором компании «А-Реал Консалтинг».


— Федеральный закон № 436 «О защите детей от информации…» был принят почти 5 лет назад. Что изменилось в образовательных учреждениях с тех пор?

— Действительно, закон «О защите детей…» был принят довольно давно, однако даже на сегодняшний день не все российские школы его соблюдают. На мой взгляд, проблема в том, что руководящие органы четко обозначили, что «запрещено», но при этом не рассказали о тех инструментах, которые помогут директорам школ не нарушать законодательство.

Именно поэтому большинство школ России находится в состоянии неопределенности — путем проб и ошибок они самостоятельно ищут контент-фильтр, который бы не только соответствовал всем официальным требованиям, но и был удобен в настройке и использовании.


— Фактически под действия закона попадают не только школы, но и другие бюджетные учреждения. Расскажите, кому еще следует задуматься о контентной фильтрации?

— Действие закона распространяется на все образовательные учреждения: дошкольного, школьного, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, использовать контентную фильтрацию должны и другие организации, работающие с детьми и имеющие доступ в интернет, например, библиотеки, музеи и учреждения дополнительного образования.

Также очень важно, чтобы доступ к запрещенным сайтам был заблокирован не только в школе, но и на домашнем компьютере у ребенка. Для этого можно использовать «Родительский контроль» при запуске браузера или установить бесплатную версию «Интернет Контроль Сервер» с возможностью блокировки как конкретных сайтов, так и поисковой выдачи по определенным словам.


— Какие варианты (платные/бесплатные) обеспечения требований законодательства существуют?

— Для организации контентной фильтрации в учебном учреждении существуют 3 варианта:



  1. фильтрация от провайдера, но придется столкнуться с отсутствием гибкости в изменении настроек;
  2. установка специальных программ на каждый ПК — достаточно трудоемкий вариант без возможности централизованного управления;
  3. использование интернет-шлюза на отдельном сервере. Один из самых оптимальных вариантов на сегодняшний день.
Среди бесплатных вариантов можно выделить «Интернет Цензор», имеющий несколько уровней фильтрации и поддерживающий регулярные обновления списка запрещенных сайтов.

В качестве шлюза на отдельном сервере мы рекомендуем «Интернет Контроль Сервер» — многофункциональное решение, которое, кроме контентной фильтрации, позволит развернуть почтовый и прокси-сервер, организовать IP-телефонию, а также решить ряд других ИТ-задач.

— Опишите свой опыт поставки специализированного ПО и работы с учебными учреждениями.

— Наша компания начала сотрудничать с образовательными учреждениями сразу после выхода 436-ФЗ. Контент-фильтр ИКС был специально разработан и адаптирован под закон «О защите детей от информации…». Современный межсетевой экран, антивирусная защита, политики доступа, безопасный поиск SkyDNS, использование списков Минюста, удобный модуль контентной фильтрации — преимущества ИКС, которые отмечают наши клиенты.

По нашему опыту, для учебных учреждений главное — это стабильность работы ПО. «Поставил и забыл» — принцип, по которому должен работать современный контент-фильтр. Регулярные обновления баз запрещенных сайтов и квалифицированная техническая поддержка являются гарантией незатруднительного прохождения государственных проверок.


— С какими трудностями сталкивалась ваша компания?

— Одна из ключевых трудностей — это отсутствие необходимого финансирования образовательных учреждений и одновременно жесткие требования к контент-фильтру. Кроме того, ряд школ в России был переведен на фильтрацию от провайдера без возможности выбора и перехода на систему, которая была бы более удобна для них.

Помимо этого, в большинстве школ России задача организации контентной фильтрации ложится на плечи завуча или учителя информатики. Поэтому «сложное» ПО, требующее наличия в штате специализированного сотрудника, не приветствуется. Перед нами стояла задача создать одновременно простой и удобный контент-фильтр, позволяющий легко контролировать и предотвращать доступ к запрещенным ресурсам. Важная особенность «Интернет Контроль Сервер» — это наличие подробных отчетов, которые можно использовать по уже готовым шаблонам или создать собственный. Для удобства использования ИКС мы создали и поддерживаем в актуальном состоянии наборы правил фильтрации, которые соответствуют 436-ФЗ.


— Немного о планах на будущее. Как вы видите развитие сферы ИТ-технологий в образовательном секторе?

— Мы активно поддерживаем информатизацию в сфере образования и считаем это ключевым моментом для разностороннего развития детей. Но в то же время без наличия должной фильтрации доступ в интернет способен нанести большой вред. Думаю, что в будущем контроль ИТ-ресурсов выйдет на новый уровень и коснется практически всех сфер жизни.

Что касается нашей разработки — в наступающем году мы планируем выпустить новую версию «Интернет Контроль Сервер», в которой будет доступна функция кластеризации. Это позволит объединять в единый ИКС различные филиалы учебных учреждений, а также распределять нагрузку и повысить отказоустойчивость сети.

Поделиться с друзьями
ASTERA