В следующем году «Почта России» запустит свой платежный сервис. Он позволит клиентам расплачиваться онлайн как с помощью банковской карты, так и с помощью других электронных денег. Сервис приема платежей «Почты России» станет частью онлайн-платформы «Отправка.Почта.Ру», созданной для корпоративных клиентов. С ее помощью владельцы интернет-магазинов смогут получать весь спектр услуг, необходимый для дистанционной торговли.
«Почта России» планирует предоставить услуги «под ключ» для интернет-магазинов, чтобы владелец онлайн-площадки мог получить весь сервис для начала торговли. Почтовый оператор готов взять на себя складское хранение товаров, прием и обработку заказов, комплектацию, упаковку и доставку, обработку платежей от покупателей и работу с возвратом посылок.
— Мы в долгосрочной перспективе видим себя полноценной платформой для дистанционной торговли, которая делает всё, кроме маркетинга и формирования ассортимента, — говорит заместитель генерального директора «Почты России» Родион Шишков.
Сейчас «Почта России» предоставляет клиентам сервис через онлайн-платформу «Отправка.Почта.Ру», которая предлагает продавцу функционал подготовки посылок к отправке. В эту платформу загружаются данные о заказе товара, происходит проверка адреса доставки, подбирается почтовый индекс, автоматически рассчитывается стоимость доставки, присваивается идентификатор для отслеживания отправления и формируются необходимые документы и бланки.
Следующим этапом развития данной платформы станет появление сервиса приема платежей — он должен будет начать работу до конца июня 2017 года, а до конца 2018 года на «Отправка.Почта.Ру» станет доступна комплексная услуга.
По российским законам для запуска платежного сервиса необходимо, чтобы юрлицо получило статус финансовой организации, например небанковской кредитной организации (НКО). Статус НКО получили, например, «Яндекс.Деньги» и «Деньги.Мэйл.Ру», но, поскольку «Почта России» — это федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП), топ-менеджмент компании решил, что у них будет предпроцессинг, то есть они будут агрегатором разных платежных систем. Сервис будет запускаться в партнерстве с «Почта банком».
— Мы не делаем полноценную платежную систему. То, что мы делаем, — это предпроцессинг, который в зависимости от выбранного средства оплаты направит транзакцию в ту или иную платежную систему, — говорит Родион Шишков. — Нам важно предложить максимальный набор средств платежа, а это значит, что мы будем стремиться агрегировать все существующие.
По сути, «Почта России» готовит систему, похожую на AliPay (платежный сервис AliExpress) или PayPal (платежный сервис eBay). Пользователю надо будет один раз зарегистрироваться в системе, после чего он сможет привязать свою банковскую карту к системе или использовать для платежа другие сервисы, например «Яндекс.Деньги» или QIWI.
Сейчас у «Почты России» есть способ собирать деньги в пользу интернет магазина — это наложенный платеж, когда клиент расплачивается при получении товара. Но такой способ оплаты, по словам Родиона Шишкова, слишком дорог.
— Мы вынуждены закладывать в стоимость наложенного платежа все риски, связанные с транспортировкой денежных средств нашими курьерами и почтальонами, инкассацию денег из отделений и так далее. Это дорогое средство платежа. Поэтому его популярность падает, — говорит Шишков. — Кроме того, растет доверие населения к интернет-магазинам, и, как следствие, они активно пользуются онлайновыми платежными средствами.
Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов считает, что сейчас у «Почты России» не очень удобный сервис для малых и средних предпринимателей.
— Сейчас для отправки товара продавец идет в отделение «Почты России», там его сдает. Но перед этим он может постоять в очереди, а это не очень удобно, — говорит Соколов. — Например, американская компания Amazon хранит на своих складах товар, и при этом они сами решают, на какой склад его везти и в какую страну, чтобы его было удобно довезти до пользователя. Если такая же услуга появится у «Почты России», это будет большой прорыв.
По данным АКИТ, объем интернет-торговли в России в этом году составит 900 млрд рублей (760 млрд рублей в прошлом году).
По мнению главы российского офиса eBay Владимира Долгова, создание собственного платежного сервиса может говорить о том, что «Почта России» готовится к запуску собственной кросс-бордерной площадки.