О том, что «Почта России» с 7 июля прекратила оказание услуги активации профиля на сайте Gosuslugi.ru, «Ъ» рассказали сотрудники нескольких столичных отделений почтовой связи (ОПС). «Ввиду отказа «Ростелекома» от предоставления сервиса подтверждения учетных записей граждан в ЕСИА (единой системе идентификации и аутентификации.- «Ъ») в ОПС ФГУП «Почта России» оказание услуги активации учетной записи портала Gosuslugi.ru с 7 июля приостановлено»,- гласит объявление в здании Московского почтамта на Мясницкой улице. Посетителям, желающим активировать профиль на сайте госуслуг, на почтамте предлагают оформить жалобу на то, что услуга не была оказана по вине «Ростелекома». Это был довольно популярный сервис, рассказывают сотрудники: ежедневно за ним приходили пять-семь человек.
В пресс-службе «Почты России» сообщили, что договор между «Почтой России» и «Ростелекомом» на оказание услуги по подтверждению регистрации граждан в ЕСИА к настоящему моменту истек, в связи с этим ФГУП «вынуждено приостановить оказание данной услуги». В пресс-службе «Ростелекома» сообщили, что не намерены прекращать сотрудничество с «Почтой России»: «В настоящий момент «Ростелеком» ведет согласование тарифов с почтой на эти услуги».
На портале Gosuslugi.ru зарегистрировано более 13 млн пользователей, из которых 6 млн присоединились в 2014 году, говорится в годовом отчете «Ростелекома». В минувшем году им было оказано более 17,7 млн услуг, что в 1,5 раза больше того же показателя в 2013 году. На портале госуслуг пользователи имеют возможность оплатить услуги ЖКХ, уплатить штрафы ГИБДД, госпошлины и задолженности Федеральной службе судебных приставов. В 2014 году через Gosuslugi.ru совершено более 917 тыс. платежей более чем на 779 млн руб. Оплата коммунальных услуг и уплата штрафов за нарушения правил дорожного движения доступна зарегистрированным и не подтвердившим свою личность пользователям. Если человек подтверждает личность, то ему будет доступно более 4 тыс. государственных и муниципальных сервисов, сообщили в справочной службе портала Gosuslugi.ru.
До вчерашнего дня подтвердить личность пользователя портала госуслуг удобнее всего было на «Почте России», сеть которой по всей стране превышает 42 тыс. ОПС. В Москве теперь это можно сделать только в пяти местах — в двух офисах «Ростелекома», двух отделениях Банка Москвы и одном — Ханты-Мансийского банка «Открытие». Кроме того, граждане все так же могут пройти эту процедуру, заказав в личном кабинете на сайте госуслуг доставку заказного письма со специальным кодом.
По словам представителей «Ростелекома» и «Почты России», компания и ФГУП оформляли свои отношения в рамках «электронного правительства» лишь однажды, в конце 2014 года. Согласно материалам закупок «Ростелекома», 3 декабря оператор заключил контракт с «Почтой России» как с единственным поставщиком услуг по проверке заявок на подтверждение учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации. Срок контракта — до 31 декабря, цена одной услуги — 38,5 руб., общая стоимость — 9,6 млн руб. Таким образом, за декабрь «Ростелеком» оплатил «Почте» проверку примерно 250 тыс. заявок на подтверждение личности. На каком основании стороны сотрудничали до 7 июля, они не комментируют.
Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, утверждает, что «Почта России» представила «Ростелекому» новые тарифы лишь 1 июля, причем эти тарифы были в два раза выше, чем раньше. Представитель ФГУП отказался комментировать переговоры, но добавил, что в декабрьском контракте стоимость одной услуги подтверждения личности была равна стоимости заказного письма — 38,5 руб. с НДС. С 1 апреля тариф на отправку заказного письма вырос до 41,3 руб. с НДС, напомнил представитель ФГУП.
Вчера в департаменте «электронного правительства» Минкомсвязи и департаменте информационных технологий правительства РФ комментариев не предоставили. Представитель Минкомсвязи переадресовал вопросы «Ъ» в «Ростелеком» и на «Почту России». Источник «Ъ» в правительстве напомнил, что в минувшую пятницу состоялось заседание комиссии под руководством премьера Дмитрия Медведева по теме «электронного правительства», где также обсуждалась и тема взаимодействия «Почты России» и «Ростелекома», хотя в стенограмме заседания, опубликованной на сайте правительства, об этом не упоминается.
С каждым годом число пользователей сайта госуслуг растет и проходить процедуру подтверждения личности в ОПС может ежегодно 2-3 млн человек, отмечает президент Фонда информационной демократии Илья Массух. За это «Ростелеком» может ежегодно выплачивать ФГУП около 100 млн руб., говорит он. Но стоимость услуг ФГУП изначально была завышена, потому что себестоимость сервиса подтверждения личности в электронной форме ниже, чем себестоимость физического труда по печати и доставке заказного письма, продолжает он. Господин Массух отмечает, что средства на оплату этих услуг «Почты России» не компенсируются «Ростелекому» государством, компания «берет их из своей прибыли». «Понятно, почему «Ростелеком» отказывается сотрудничать»,- резюмирует эксперт.