По опубликованным вчера данным Росстата, средняя реальная зарплата россиян в июле (в номинальном выражении — 34 тыс. руб.) упала на 4,8% к предыдущему месяцу и на 9,2% — к июлю 2014 года, это снижение на 20-30% больше, чем ожидали аналитики. Реальные располагаемые доходы населения в июле снизились на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, а за семь месяцев 2015 года в годовом выражении — на 2,9%.
«Падение зарплат на 9-10%, которое мы сейчас видим, до этого происходило в России только в кризис 1990-х годов, и пока нет оснований предполагать, что оно скоро прекратится. Зарплаты сейчас замораживают или снижают, новые рабочие места при этом не создаются, а уровень инфляции продолжает оставаться высоким»,- говорит Лилия Овчарова из Высшей школы экономики (ВШЭ). По ее словам, падение реальных располагаемых доходов населения в ближайшее время также должно ускориться. «Пока его смягчают запасы валюты россиян (напомним, исходя из оценок ЦБ, физлица имели на руках к 2014 году до $25 млрд.- «Ъ»), однако, скорее всего, эти деньги будут потрачены на летний отдых, и уже в августе показатель реальных доходов уменьшится,- поясняет госпожа Овчарова.- Сейчас мы столкнулись со структурным кризисом, который превращается в кризис именно доходов». При этом, напомним, рост задолженности физлиц по кредитам в 2005-2014 годах снижал увеличение реальных располагаемых доходов (и увеличивал покупательную способность населения, одновременно уменьшая норму сбережений), однако в 2015 году темпы роста потребкредитов почти обнулились.
В дополнение к этой картине, несмотря на явное нахождение экономики на дне или недалеко от дна, уровень безработицы в РФ летом продолжал снижаться. За июль число безработных сократилось до 4 млн человек, составив 5,3% экономически активного населения страны против 5,4% в июне, 5,6% в мае и 5,8% в апреле, отмечает Росстат. Число безработных, зарегистрированных официально, составило 1 млн, в том числе 0,8 млн получали пособие по безработице. Объем экономически активного населения составил 77,2 млн человек, или 53% от общей численности населения страны. «В этот период уровень безработицы традиционно снижается, так как предложение рабочих мест сезонно увеличивается. Прирост числа безработных будет зафиксирован осенью, когда на рынок труда выйдут выпускники вузов»,- предполагает Лилия Овчарова. «Осенью уровень безработицы опять же по сезонным причинам поднимется до 5,6%, но не выше»,- считает Андрей Коровкин из РАНХиГС. При этом массовая невыплата зарплат — характерная особенность кризиса 1998 года — населению РФ вряд ли угрожает. Объем задолженности по зарплате (ее уровень на 1 августа составил 3,5 млрд руб., что на 6,2% выше аналогичного показателя прошлого месяца), по словам господина Коровкина, остается «в пределах нормы». «Сейчас невыплата зарплаты касается около 70 тыс. человек. В 2008 году этот показатель превышал 600 тыс.»,- напоминает он.
Для работодателей сокращение реальных зарплат наемных работников является одним из механизмов адаптации к новым условиям (ЦБ вчера опубликовал расчеты по другим аспектам «шоковой» структурной перестройки экономики — см. стр. 2). Впрочем, рублевые доходы населения теперь не только девальвируются инфляцией — они сокращаются и из-за снижения доходов, не связанных с наемным трудом, а в последние месяцы и из-за номинального сокращения выплат. Так, Дмитрий Полевой из ING полагает, что замедление роста реальных зарплат в июле 2015 года следует объяснять уже преимущественно сокращением роста номинальных доходов (с 7% в июне до 5% в июле год к году), а не ускорением инфляции. Эта тенденция, по его мнению, вероятно, продолжится, особенно в условиях сохранения занятости. Масштабы процесса таковы, что уже учитываются экономистами как первостепенный фактор — доходы населения, определяющие часть внутреннего спроса, и инвестиции зависимы.
По данным Росстата, в июле темпы падения объема капвложений (инвестиций) ускорились: к июню показатель сократился на 10,8%. Год к году спад составил 8,5%, против 7,1% в июне, за семь месяцев к аналогичному периоду 2014 года — 5,9%. Помесячная статистика инвестиций весьма неточна — компании-респонденты зачастую дают приблизительные оценки своих капрасходов, отмечают в ЦМАКП. По собственным оценкам центра на основе косвенных индикаторов, еще в июне 2015 года отмечалось замедление сокращения инвестактивности, связанное с остановкой падения и импорта, и производства машин и оборудования (при некотором увеличении предложения стройматериалов). По оценкам ВШЭ, квартал к кварталу в апреле-июне падение инвестиций было менее значительным, чем в первом квартале (минус 1,6% против минус 4,1% в январе-марте к четвертому кварталу 2014 года с учетом сезонности). Темпы спада российской экономики к концу года могут составить до 4,5%, если в третьем и четвертом кварталах будет нулевой квартальный прирост ВВП. К концу второго квартала спад в экономике стал замедляться, ситуация в промышленности — стабилизироваться, но новая волна ухудшения внешних условий (падение цен на нефть, продление санкций и ослабление экономики КНР) повышает риск повторной дестабилизации как финансовой сферы, так и промышленности. Вероятность сокращения ВВП по итогам 2016 года также возросла, отмечается в докладе ВШЭ.
Дмитрий Полевой из ING также ожидает дальнейшего снижения инвестиций, не связанных со строительством. Падение может ускориться с минус 4,6% до минус 6,5% год к году (по стройке в июле падение составило 10,3% год к году). «Улучшение условий кредитования и весеннее улучшение финрезультата так и не сказалось на приросте капвложений — основной проблемой остается кризис доверия»,- отмечает эксперт.
В условиях ухудшения ожиданий и новой волны ослабления рубля сильнее всего могут пострадать именно инвестиции, усиление падения которых может потянуть за собой доходы населения, предупреждает Николай Кондрашов из Центра Развития ВШЭ в последнем выпуске «Комментариев о государстве и бизнесе»,- сокращение объема капвложений дополнительно ударит по доходам компаний и, как следствие, уровню покупательной способности населения. «Вся ревальвация рубля уже практически отыграна, его дальнейшее ослабление скажется на повышении инфляции, особенно после того, как будет исчерпан фактор сезонного падения цен на продовольствие»,- полагает он.
Отметим, реакция работодателей на изменение условий в экономике в 2015 году выглядит сильно замедленной. Возможно, летние сокращения выплат наемным работникам, отразившиеся в июльской статистике, лишь начинают процесс — в полной мере он будет реализован в сентябре-октябре 2015 года, после сезона отпусков и при формировании производственных планов на следующий год. Работодателям, правда, придется реагировать на политику государства как работодателя, который неизбежно будет пытаться хотя бы немного увеличить доходы в бюджетозависимых секторах в предвыборный год. Впрочем, пока нет ответа на главный вопрос: потянет ли за собой в конце 2015 года спад реальных располагаемых доходов новый спад инвестиций, будет ли сформирована «спираль» сокращений зарплат и инвестиций — или же новое равновесие в экономике РФ будет достигнуто в 2016 году или позже. Нет оснований ждать достижения этого равновесия до конца текущего года.