Повышение требований к финансовой устойчивости российских систем денежных переводов, начатое весной 2014 года, набирает обороты. Финансовые власти Киргизии намерены потребовать от систем денежных переводов застраховывать свои риски только у киргизских страховщиков. Подобные ограничения могут противоречить требованиям Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда Киргизия недавно вступила, предупреждают эксперты, однако сможет ли это повлиять на позицию местного регулятора — пока не ясно.
О том, что российские компании столкнулись с проблемами при подтверждении своей устойчивости российскими страховками, «Ъ» рассказали несколько источников на этом рынке. По словам собеседников «Ъ», их партнеры в Киргизии требуют местные страховки. «Согласно рекомендациям Нацбанка Киргизской Республики (НБКР), страхование денежных переводов должно осуществляться на территории Киргизской Республики»,- подтверждает гендиректор системы БЭСТ Зара Срапян. Соответствующий проект поправок размещен на сайте НБКР.
По словам источника «Ъ» в одном из киргизских банков, в июле НБКР провел встречу с несколькими участниками рынка, на которой обсуждался пересмотр требований к системам переводов. «В ходе встречи было озвучено, что Нацбанк сейчас работает над поправками к правилам денежных переводов, в рамках которых страховки должны приобретаться у киргизских страховщиков»,- отмечает он. По словам одного из источников «Ъ», недовольство НБКР вызвал излишне творческий подход систем и страховщиков при оформлении страховок — например, в ряде случаев они страховали не реальные риски, в частности банкротство, а «потери от ошибок сотрудников». Сейчас требования НБКР ни к самой страховой программе, ни к страховщику не конкретизированы. В НБКР в пятницу вечером получить комментарий не удалось.
Обеспечения обязательств банки стран СНГ потребовали от систем переводов еще весной 2014 года, сразу после краха крупной российской системы Migom, связанного с отзывом лицензии у ее расчетного банка «Евротраст». Тогда банки стран СНГ потребовали от систем предоставления гарантий, а затем в Киргизии и Узбекистане они и были закреплены на уровне закона. НБКР требует от систем выполнять как минимум одно из условий: разместить в банке страховой депозит, предоставить гарантии от банков с международными рейтингами инвестиционного уровня или обеспечить страхование переводов. В начале года большинство систем решили вопрос через депозиты или гарантии, что в среднем обошлось каждой в несколько сотен тысяч долларов.
Решить вопрос с местными страховками в Киргизии оказалось не так просто. «Мы в курсе, что киргизские банки не принимают российские страховки, и пытались найти киргизского страховщика, но, как выяснилось, ни одна из компаний на местном рынке не предоставляет такую услугу»,- отмечает председатель совета директоров «Золотой короны» Николай Смирнов. По словам Зары Срапян, на данный момент нет четкого списка страховых компаний, которые приняты к работе теми или иными киргизскими банками. «Мы продолжаем работу с киргизскими банками на старых условиях до конца срока действия договора с «АльфаСтрахованием»»,- говорит она.
Ограничение НБКР может быть заблокировано на более высоком уровне, считают эксперты. В августе 2015 года вступил в силу договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС. «Подобные требования, если они будут введены, могут противоречить основному постулату ЕАЭС — свободе перемещения услуг и товаров»,- отмечает глава НП НПС Алма Обаева. В ЕАЭС получить комментарий в пятницу вечером не удалось.
Впрочем, пока усилия Банка России в данном вопросе были тщетны. По словам одного из источников «Ъ», в ходе недавней встречи финансовых регуляторов стран-участниц ЕАЭС Россия изложила просьбу позволить системам размещать депозит не в каждом банке-партнере в Киргизии, а в самом НБКР. Но ответ был отрицательным. Такой подход НБКР повышает риски российских систем, поскольку киргизские банки, в отличие от регулятора, могут лишиться лицензии. По подсчетам «Ъ», с начала 2015 года НБКР отозвал лицензии двух банков, притом что на данный момент их всего 23. В Банке России «Ъ» заявили, что не комментируют решения, принимаемые центральными банками других государств.
Впрочем, как минимум на одно послабление игроки все же могут рассчитывать. Сейчас система денежных переводов освобождается от финансовых гарантий, если имеет рейтинг инвестиционного уровня от международных рейтинговых агентств S&P, Moody»s или Fitch. Как следует из проекта, НБКР планирует включить в этот перечень и национальные рейтинговые агентства. «В таком случае некоторым системам будет дешевле получить этот рейтинг, чем размещать депозиты»,- заключают эксперты.