Чистый отток иностранного капитала в октябре 2015 года возобновился. По предварительной оценке ЦБ, за десять месяцев 2015 года он составил $50,2 млрд. против $105,3 млрд за тот же период 2014 года. Cумма образовалась, главным образом, в первом полугодии, в основном за счет погашения внешней задолженности, поясняет регулятор. Если за январь-сентябрь 2015 года отток составил $45 млрд, в третьем квартале фиксировался приток капитала на уровне $5,3 млрд, то октябрьская оценка соответствует возобновлению оттока на уровне $5,2 млрд. Последнее значение могло быть еще больше: «текущая оценка сложилась с учетом некоторого увеличения иностранных обязательств прочих секторов по результатам прошедших в октябре размещений нерезидентами еврооблигаций и других долговых ценных бумаг в интересах отдельных российских резидентов»,- отмечают в ЦБ.
Объяснение и притока в третьем квартале, и оттока в октябре без большой погрешности можно упростить: как только баланс текущего счета становится отрицательным, образуется приток — а положительный баланс текущего счета превращается в отток капитала. «В октябре операций ЦБ с ЗВР не было, а текущий счет оказался положительным. В третьем квартале текущий счет традиционно минимальный, в основном из-за сезонности. Плюс к этому банки активно возвращали взятую ранее у регулятора валютную ликвидность»,- говорит директор Центра структурных исследований ИЭП им. Егора Гайдара Михаил Хромов. Так, в январе-августе профицит текущего счета составлял $51,1 млрд, в январе-сентябре — $49,9 млрд, а в январе-октябре, согласно опубликованной вчера оценке ЦБ,- $54,8 млрд.
«Отток капитала может легко оказаться ниже уровня в $70 млрд в этом году — причин для значительного оттока капитала из России в настоящее время нет. Такая ситуация является следствием грамотных решений в макроэкономической политике, как бюджетной, так и денежно-кредитной»,- заявил вчера замминистра финансов Максим Орешкин. С ним согласился и глава Минэкономики Алексей Улюкаев: «Ситуация с текущим счетом довольно устойчивая, по капитальному счету улучшается. Поэтому я думаю, что оснований для каких-то девальвационных ожиданий или потрясений у нас сегодня нет». Напомним, что накануне августовского девальвационного шока Алексей Улюкаев убеждал, что девальвационные риски пройдены.
Признавая возможность повышения ставки ФРС до конца 2015 года, господин Улюкаев рисков возобновления оттока в связи с этим не видит. «Я бы не преувеличивал эти риски. Мне кажется, что они в основном учтены рынком»,- считает министр. В то же время в опубликованном вчера Институтом Гайдара и РАНХиГС отзыве на «Основные направления денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов» экономисты, соглашаясь с общим курсом ДКП, отмечают: ужесточение денежной политики в США и замедление темпов роста в Китае, вероятно, вызовут волну оттока капитала с формирующихся рынков и падение цен на энергоносители. «В подобных обстоятельствах неизбежно будет расти просроченная задолженность и риски дестабилизации банковского сектора, что может вынудить ЦБ РФ изменить проводимую денежно-кредитную политику. Банк России, по-видимому, осознает эту угрозу, но в проекте не дает никаких оценок и никакой информации о том, как он намерен противодействовать этим тенденциям»,- говорят они.