Как следует из письма «Опоры России» в Агентство стратегических инициатив (АСИ, правительство поручило ему работу над «дорожными картами» национальной предпринимательской инициативы) по поводу разрабатываемого Минэкономики проекта концепции снижения издержек бизнеса, связанных с предоставлением отчетности, объединение бизнеса выступило категорически против внедрения международного стандарта XBRL для предоставления информации в электронном виде. XBRL (eXtensible Business Reporting Language — расширяемый язык деловой отчетности) соответствует принципам МСФО и сегодня рассматривается компаниями и госорганами в мире и в России (ЦБ проводил ряд экспертных совещаний) как более продвинутая надстройка или «диалект» XML.
Правила представления отчетности в этом формате де-факто уже получили общемировое признание — стандарт применяется более чем в 100 странах, обязателен в США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде и Японии. Тем не менее в письме исполнительный директор «Опоры» Андрей Шубин приводит аргументы против предложенного Минэкономики стандарта. Он отмечает, что в РФ XBRL актуален менее чем для 5% организаций, а его внедрение «приведет к значительным издержкам со стороны предпринимателей». Главная причина затрат — низкая оснащенность большинства предпринимателей, особенно малых и микропредприятий, программным обеспечением, а также низкая доступность интернета «для отдельных предпринимателей». По мнению бизнеса, применение XBRL потребует пересмотра всей отчетности, включая бумажную, и правки законодательства. «Опора» предлагает рассмотреть возможность использования более простого формата — XML.
«Опора» также сомневается в выборе площадки для создания единого реестра отчетности. Согласно концепции, единый реестр необходим для учета всех форм отчетности и координации сбора сведений от бизнеса. Предприниматели, поддерживая идею реестра, указывают, что разработка единого портала отчетности «дублирует возможности уже созданного портала госуслуг», которым бизнес довольно активно пользуется. Также объединение предлагает закрепить процедуру подписания всей отчетности, указанной в реестре, квалифицированной электронной подписью.
Реализация концепции должна помочь предпринимателям избавиться от избыточной бумажной волокиты. Бизнес ежегодно предоставляет в госорганы тысячи форм отчетности — только нормативная база о ней состоит из 800 нормативно-правовых актов. Предприниматели ежегодно заполняют 49 млрд сведений «по полям в составе отчетности» и тратят на это 6,2 млрд часов. Реализация концепции снизит издержки, полагают чиновники, за счет «оптимального баланса» между нужными госструктурам сведениями и административными издержками бизнеса.
Если проект концепции будет утвержден и реализован, в 2017 году издержки бизнеса на отчеты перед госорганами сократятся на 6%, а в 2018-2020 годах — на 5% в год. Общее снижение издержек составит 1,2 млрд человеко-часов. Бюджету реализация концепции, по оценкам Минэкономики, обойдется в 1,52 млрд руб. Разработчики намерены внести документ, который разрабатывается согласно «дорожной карте» «Повышение качество регуляторной среды для бизнеса» (утверждена в июне 2013 года) в правительство до конца 2015 года.