Орден без содержания

На фоне сокращения прибыли компании начали практиковать нематериальное поощрение сотрудников, следует из данных PwC. При этом индексации зарплат в 2014–2015 году не хватило для компенсации уровня инфляции — реальные доходы работников, по оценкам PwC, сократились на 6%.


С началом кризиса компании стали мотивировать сотрудников нематериально, отмечает исследование PwC «Обзор оплаты труда PayWell 2015». Типичный пример — проведение на предприятии конкурса «Лучший сотрудник месяца», победители которого приобретают известность в компании. С более традиционными поощрениями сотрудников – например, ежегодным повышением зарплаты — в 2015 году ситуация хуже. Несмотря на заявленное в начале года намерение повысить уровень зарплат на 7%, компенсировав рост инфляции и девальвацию рубля, анализ действий компаний показывает, что средний процент повышения за год составил 5,4%. Это на 2,2 процентного пункта ниже, чем в 2014 году. В динамике за 2013–2015 годы рост зарплат уменьшился более чем вдвое (в 2013 году он достигал 11%). С учетом официального уровня инфляции (11,4%) реальный рост доходов в 2013–2014 годах составил 1,1%, а в 2014–2015 годах их уровень упал на 6%.

Росстат оценивает спад реальных располагаемых денежных доходов населения РФ скромнее — минус 3,1% за восемь месяцев. При этом в госсекторе, по оценкам из оперативного мониторинга экономической ситуации Института экономики переходного периода имени Егора Гайдара (ИЭП), РАНХиГС и ВАВТ, в январе-июле 2015 года номинальная зарплата фактически не отличалась от уровня годичной давности, увеличившись всего на 1–3%, а с учетом инфляции уменьшилась на 12–13% в годовом выражении. В образовании и здравоохранении реальный показатель просел на 9,1–9,5%, что соответствует среднему спаду по экономике (9%, в августе 2015 года — на 9,8%).

На фоне несущественной индексации зарплат большая часть компаний (74%) все же выплатила сотрудникам годовой бонус, но и его средний размер понизился — для руководителей высшего звена он составил 45% (76% за 2013 год), в среднем звене — 30% (36% за 2013 год). Прирост бонуса был зафиксирован только у производственного и административно-поддерживающего персонала — 21% против 16% за 2013 год. Размер общего вознаграждения также вырос, но только среди отдельных групп сотрудников на должностях общего руководства (генеральные директора, их первые заместители, директора филиалов), стратегии и развития бизнеса, инвестиционной деятельности и правового обеспечения. Прирост для сотрудников, специализирующихся в административно-хозяйственном секторе, связях с общественностью и безопасности, был ниже — от 1% до 4%, а в логистике и капитальном строительстве в 2015 году зафиксирована отрицательная динамика (минус 2–2,5%).


Как следует из отчета, компании все еще уделяют внимание финансированию корпоративных льгот для сотрудников (ДМС, страхованию жизни и от несчастных случаев) и не снижают расходы на обучение и развитие персонала, оплату мобильной связи, субсидии на занятия спортом. Но часть таких программ оплачивается в начале года — более точную оценку их сокращению можно будет дать не раньше первого квартала 2016 года.

Поделиться с друзьями
ASTERA