«Обвал рубля катализировал все процессы, и рынок находится уже в максимальной стадии сжатия»

Максим Сорокин, компания OCS DistributionИнтервью с Максимом Сорокиным, советником, членом правления OCS Distribution.


— Каким был российский ИТ-сектор в 2014 году? Какие изменения он претерпел в связи с мировыми событиями? Какое влияние на ваш бизнес оказали введенные США и Европой санкции в отношении России?


— Трудно сказать что-либо веселое про события в ИТ-секторе в 2014 году. Рост рынка уже третий год подряд показывает отрицательную динамику: сначала двузначный рост сменился на однозначный, а на рубеже 2013 и 2014 годов производная стала отрицательной. Динамика в регионах была хуже, чем бизнес в центре — Москве и Петербурге. И все мы в полный рост ощутили влияние санкций. В первую очередь это касалось возможности поставки оборудования «санкционным» компаниям (которые в санкционных списках), в особенности — оборудования так называемого «двойного использования».

Но самым неприятным были даже не сами по себе ограничения, а неясность их формулировок, пограничность ситуаций, непонимание самими вендорами — что можно, что нельзя: одни перестраховываются, и оказывается, что нельзя ничего, другие попросту всю ответственность пытаются взвалить на канал, а сами не принимают решений.

— Как ваша компания балансирует в нынешней ситуации?

— Балансирует … Неправильное слово. По большому счету я очень доволен тем, что компания сделала за год. Рост эффективности в ключевых бизнес-процессах даже меня поразил. События последнего периода — я имею в виду скачки курса — нанесут огромный вред индустрии, огромный вред всем. Но к ним мы приспособились. Еще два года назад у нас появились специалисты по хеджированию валютных рисков и уже с середины 2014 года они смогли защитить от скачков не только нас, но и наших партнеров. Возможно, мы первые предложили партнерам инструмент хеджирования курсовых рисков, работающий в режиме онлайн. Мы работаем со всеми инструментами: форвардами, фьючерсами, опционами. А вот что сказать про 15-й год? Разделите тот курс, с которым мы вошли в 15-й год, на тот курс, который был — вот это и будет примерное падение рынка… Если в 2014 году мы наблюдали плавное падение, то январь — это обвал. Но есть и позитив. Я полагаю, что обвал рубля катализировал все процессы, и рынок находится уже в максимальной стадии сжатия. Полагаю, что с середины года начнется какой-то рост.

— Изменились ли отношения с вендорами, реселлерами и другими партнерами?


— С реселлерами скорее нет, чем да. С вендорами — они разные… одни умные, другие — нет… одни чиновники, другие — менеджеры. У каждого человека — своя результирующая. Какие-то линейки мы закрыли, в первую очередь по причине отмороженности вендоров. Есть секторы бизнеса, которые вряд ли будут прибыльными не только для нас, но и для всего канала — начиная от вендора, заканчивая реселлерами. Сейчас в зоне риска находится все, что связано с вольюмным ритейлом, особенно в той его части, которая в верхнем ценовом диапазоне. Это и есть зона риска, это и есть проблема — я часто говорил об этом, и 2014 год ярко показал ее. Линейки, которые мы закрывали, находятся именно в этом сегменте.

— Какое направление ИТ-сектора, на ваш взгляд, сегодня наиболее популярно?

— Ну что значит популярны? Все компании разные, каждый находит что-то свое. Нам особенно интересны те секторы бизнеса, где есть место для вэлью, где есть место для экспертизы, где можно продемонстрировать, что ты не такой, как другие — вот это для нас!

— Каков ваш прогноз относительно ближайшего будущего ИТ-отрасли? Какие цели стоят перед вашей компанией на 2015 год?


— Рынок будет бросать в разные стороны, трясти…сейчас мало кто представляет, какой будет результирующая всех сил, воздействующих на рынок и, наверное, наша главная задача — ювелирно пройти этот шторм, с минимальными потерями и некоторыми завоеваниями. Это главная задача на начало года. А дальнейшее покажет. Нас часто балуют сюрпризами, так что сначала решим первую задачу, а потом перейдем к остальным.

— На днях было объявлено о назначении Алексея Калинина президентом. Почему именно сейчас? В такой сложный период?

— Такие решения не принимаются за один день, оно зрело долго. И для такого сообщения, наверное, любой месяц или год кажется неподходящим, сложным и… «неожиданным». Но рано или поздно это необходимо делать.

С другой стороны, главной причиной моего ухода является снижение драйва, а ведь именно тяжелая рыночная ситуация требует от лидера компании энергетики, которая будет поддерживать бизнес компании, вселять оптимизм и желание не сдаваться у сотрудников, в кризисное время этот драйв лидера нужен существенно больше, чем в периоды роста, спокойствия и благополучия.

Именно все эти качества есть у нового президента и у новой управляющей команды; кроме того, тяжелые времена — это прекрасная школа, и это поможет команде быстрее учиться, быстрее перенимать опыт, быстрее принимать решения и расти.

— Не трудно ли будет Алексею в такое непростое время?

— Алексей будет не один, с ним рядом будет управляющая команда.

Когда-то компанией OCS руководили 5 человек: Максим Сорокин, Ефим Маримонт, Дмитрий Комягин, Роксана Янборисова и Глеб Руденко, каждый из которых курировал определенную зону деятельности компании.

Работа топ-менеджеров, стоящих у руля компании — это круглосуточная «вахта»: и в отпуске, и на больничном, без отрыва от производства… И, конечно, за 20 лет такой режим способен измотать кого угодно. С течением времени каждый из руководителей тем или иным образом, сознательно или интуитивно, выбрал для себя преемника, которому можно было бы со временем передать свой участок. Глеб Руденко уже давно передал свой функционал Андрею Голышкину, Дмитрий Комягин всегда вкладывал всего себя в развитие Руслана Чинякова, Ефим Маримонт всегда наиболее плотно работал с Дмитрием Клешниным, Роксана Янборисова передавала опыт и знания Наталье Соболевой, я с приходом Алексея увидел преемника в нем.

Безусловно, мы старались сформировать правление таким образом, чтобы были закрыты все основные участки деятельности.

Управляющая команда — это топ-менеджеры с сильными личностными качествами, опытом и умениями, которые при работе в единой команде должны дать эффект синергии.

— Вы один из основателей компании OCS, и компания во многом является зеркалом ее создателя и рулевого, можно ли ожидать появления «новой» OCS?

— Полностью новой — конечно нет. Именно для того, чтобы компания не стала полностью новой, основатели и выбирают себе преемников не только профессионалов-специалистов, но и близких по духу и ценностям, лидеров, чувствующих компанию так, как ее чувствует большинство наших людей. Поэтому базовые ценности и принципы жизни компании не изменятся. Но то, что в компании постепенно произойдет обновление — несомненно. По крайней мере, очень на это надеюсь. Потому что закостенелость — она приводит к смерти, и только развитие гарантирует будущее. Безусловно, компания в той или иной степени повторяет черты своего лидера, и это хорошо, иначе это означало бы, что лидер бледный, неинтересный, и я надеюсь — это не наш случай.

OCS всегда менялась, на протяжении всех 20 лет — изменения диктует нам жизнь, но для нас всегда было важно, чтобы не менялись глубинные ценности — профессионализм, баланс интересов, этичность, постоянное движение вперед… И здесь нам поможет то, что управленческая команда состоит из людей, разделяющих эти ценности и уже много лет следующих им в своей ежедневной работе.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Пока я никуда не деваюсь, буду так же ездить на работу, как и раньше. Я остаюсь в качестве советника для управленческой команды OCS в рамках совета директоров. Руководители OCS накопили колоссальный опыт как во внутреннем управлении, так и на ИТ-рынке. Передача этого опыта и помощь управленческой команде — это планы на ближайший год.

В моих планах есть также мысли попробовать реализовать что-то вне ИТ-рынка в формате инвестиционной деятельности. Есть несколько бизнесов, в которые я хочу войти как более или менее активный инвестор. Это бизнесы, которые уже существуют, далеко не стартапы. Там управляют мои друзья и им интересен мой опыт. Я надеюсь, что мне удастся применить его в новой для меня сфере.

Поделиться с друзьями
ASTERA