Общественная палата подготовила отрицательное заключение на законопроект о введении «налога на интернет». Об этом ТАСС сообщила председатель комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева.
«Концепция глобальной лицензии вводит не механизм защиты исключительных прав, а механизм их законодательного ограничения путем введения принудительного осуществления авторских и смежных прав через общества по коллективному управлению правами», — цитирует агентство содержание документа.
По словам Михеевой, члены Общественной палаты проголосовали и приняли это заключение. Оно будет опубликовано на сайте палаты утром во вторник, 17 марта, уточнила она.
В конце декабря 2014 года в Общественной палате уже проходили «нулевые слушания» законопроекта — обсуждение еще не размещенного в базе Госдумы проекта.
Сам законопроект для общественного обсуждения был опубликован в феврале 2015 года. Оно продлится до 21 апреля. Согласно законопроекту, поправки предложено внести в Гражданский кодекс. За «глобальную лицензию на использование произведения науки, литературы и искусства» будет собирать вознаграждения специальная уполномоченная организация, говорится в законопроекте. Эта же организация должна составить реестр объектов авторского права.
Саму ставку сбора должно определить правительство. По расчетам Минкультуры, плата за лицензию должна составить не более 5–10% от суммы общей абонентской платы за услуги провайдера. Ввести подобный закон предложил Российский союз правообладателей (РСП), который возглавляет Никита Михалков.
Против введения законопроекта уже выступили студии звукозаписи, провайдеры и депутаты профильного комитета. Также законопроект раскритиковали правообладатели — концепция введения антипиратского сбора, по их словам, может нанести вред гражданам России, говорилось в письме Mail.ru, «Яндекса», «ВКонтакте» и «Рамблера» к президенту России Владимиру Путину. По оценкам Минкомсвязи, при введении этого налога на грани банкротства окажутся 70% кинотеатров, ударит он и по телеканалам. Так, производители контента сейчас продают телеканалам продукцию практически по себестоимости, а реальную же прибыль они получают за счет вторичных продаж в интернете, говорилось в письме ведомства.