Объем данных для хранения по «закону Яровой» оценили в 157 млрд гигабайт

Объем данных, которые операторам предлагается хранить в соответствии с законопроектом Ирины Яровой, в 100 тыс. раз превысит объем, который они хранят сегодня, подсчитали эксперты дочерней структуры «Ростелекома».


Триллионы минут


Пакет антитеррористических законопроектов 7 апреля 2016 года в Госдуму внесли депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Согласно их предложениям, операторы связи и интернет-провайдеры в течение трех лет должны будут хранить и предоставлять государственным органам информацию о совершенных абонентами звонках и отправленных сообщениях, а также их содержание. 13 мая Госдума приняла «антитеррористический пакет» в первом чтении.


Объем данных, которые потребуется хранить, составит 157,5 эксабайт (1 Эб равен 1 млрд Гб), говорится в докладе проектного института «Гипросвязь», дочерней структуры «Ростелекома» (копия доклада есть в распоряжении РБК). По оценке авторов доклада, это в 100 тыс. раз больше объема данных о фактах оказания услуг, которые операторы хранят сейчас.


Эксперты «Гипросвязи» представили свои расчеты на заседании Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества в понедельник, 16 мая. По их мнению, если поправки вступят в силу, то спустя три года объем хранимой операторами информации достигнет 2,8 трлн минут телефонных вызовов (1,35 эксабайт), 156 эксабайт информации об интернет-трафике и еще 0,12 петабайт (1 Пб равен 1 млн Гб) сообщений абонентов. Кроме того, еще 1,5 петабайт составит информация о самих фактах оказания услуг.

Такой объем данных требует 30,6 тыс. стоек в центрах обработки данных (ЦОД) — это больше, чем мощности любого из крупнейших мировых ЦОД, сказано в докладе.


Сначала записывать и хранить информацию можно только на дисках, долгосрочное хранение возможно на ленточных носителях, отмечают эксперты. Но жесткие диски в России не производятся, сообщил на заседании комиссии вице-президент и технический директор Mail.Ru Group Владимир Габриелян. Поэтому затраты отрасли «профинансируют зарубежных производителей оборудования», считает он. С этим согласен директор Фонда содействия развитию интернета Михаил Медриш: «Затраты в десятки миллиардов долларов — это будут инвестиции в рынки Китая, Тайваня, Сингапура».


«Коллапс всей отрасли»


«За всей этой историей стоит экономика, и цифры носят драматический характер», — заявил на заседании замглавы Минкомсвязи Дмитрий Алхазов. По его словам, затраты, равные трети годового бюджета России (именно в такую сумму — 5,2 трлн руб. — оценила расходы операторов на хранение данных экспертная рабочая группа при правительстве), «отрасли не выдержать».


С этим согласился интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: обеспечить необходимую инфраструктуру экономически невозможно, поэтому операторы и «организаторы распространения информации» в интернете не смогут исполнять закон — это повлечет отзывы лицензий и «коллапс всей отрасли», передал он через представителя. По мнению Мариничева, принятие законопроекта в нынешнем виде «преждевременно».


Предложенные депутатами поправки не будут работать, если не предусмотреть ответственность операторов за их несоблюдение, а значит, понадобятся дополнительные законопроекты, отметил замглавы Роскомнадзора Олег Иванов. Но проконтролировать, например, полноту хранения данных и то, не «затер» ли оператор ту или иную информацию, практически невозможно, констатировал он.

Даже если содержание разговоров и сообщений абонентов операторов и интернет-пользователей будет храниться, анализировать этот набор данных будет сложно, отметила представитель юридического департамента «Яндекса» Анастасия Адилова. «Сколько времени займет поиск в данной базе? Он может занять сроки, которые никак не будут соотноситься с теми целями, которые коллеги из правоохранительных органов преследуют», — сказала она.


При этом на сетях операторов все больше шифрованного трафика, исследовать который будет невозможно, отметил директор департамента управления регуляторными рисками МТС Андрей Рего. Алхазов из Минкомсвязи ответил на это, что ФСБ лучше известно, как проводятся оперативно-разыскные мероприятия, поэтому не стоит гадать, смогут ли правоохранители проанализировать полученный объем данных и расшифровать его.


Операторы предсказали и противоречия в законодательстве в случае принятия поправок. Сейчас, например, операторы не имеют права записывать телефонные разговоры без решения суда, но предложенный законопроект предполагает, что звонки будут записываться до решения суда. Таким образом, возникнет коллизия между двумя нормами закона, считает директор по связям с законодательной и исполнительной властью «МегаФона» Дмитрий Петров.


Участники обсуждения беспокоятся и за безопасность данных, которые придется хранить. Под угрозой оказывается тайна связи, заявил Петров из «МегаФона». По его словам, сегодня «СМИ позволяют увидеть, как легко взламываются аккаунты в Telegram, облачных хранилищах данных и т.д. Когда эта информация будет лежать на сервере, ее будет легче получить, чем с устройства человека». О защите тайны связи беспокоится и директор по работе с госорганами «ВымпелКома» (бренд «Билайн») Сергей Мальянов: защита хранимых данных также потребует больших затрат​, и не у всех операторов есть соответствующие ресурсы. Об угрозе безопасности данных интернет-компаний говорил Габриелян из Mail.Ru Group: сайты и так часто сталкиваются с хакерскими атаками, «в какой-то момент могут образоваться утечки — это очень тяжело и затратно контролировать», отметил он.


Представители операторов «большой тройки» напомнили, что их затраты на хранение такого объема данных превысят годовую выручку. Это технически невозможно, говорит Мальянов: «Ради чего? Остановить компанию, чтобы сделать эту систему? Тогда и собирать будет нечего». Ранее «ВымпелКом» оценивал свои затраты на исполнение законопроекта в $31 млрд за три года, «МегаФон» — в $20,8 млрд.


Попытки изменений


Ранее экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России предложила отказаться от поправок, поскольку они невыполнимы. Участники обсуждения в комиссии Совфеда внесли менее радикальные предложения. В докладе «Гипросвязи» приводятся примеры из зарубежной практики: среди возможных требований к операторам связи — хранение метаданных об услугах (информация о местоположении, времени начала и продолжительности вызовов), софинансирование расходов со стороны государства, установка оборудования на сетях для перехвата трафика. При этом в мировой практике нет примеров, когда операторов обязывали хранить содержание звонков и сообщений, указывают авторы доклада.


По словам Алхазова, нужно обсуждать, какие объемы хранения «будут золотой серединой» для операторов и интернет-компаний. Сократить объем хранимой информации ранее предлагало и правительство в отзыве на законопроект. Комиссия в Совфеде решила разработать поправки в законопроект с предложением скорректировать объемы и сроки хранения данных.

Поделиться с друзьями
ASTERA