В 2015 году российский ИТ-рынок учился жить под санкциями, привыкал к новому курсу валют, пытался реализовать идею импортозамещения и строил планы на будущее. Информационно-деловой канал @ASTERA вспомнил, как представители ИТ-бизнеса в уходящем году анализировали работу своих компаний в 2014 году и реагировали на экономические изменения 2015 года в стране и ИКТ-индустрии.
Максим Сорокин, советник, член правления компании OCS Distribution,
«Разделите тот курс, с которым мы вошли в 15-й год, на тот курс, который был — вот это и будет примерное падение рынка… Если в 2014 году мы наблюдали плавное падение, то январь — это обвал. Но есть и позитив. Я полагаю, что обвал рубля катализировал все процессы, и рынок находится уже в максимальной стадии сжатия. Полагаю, что с середины года начнется какой-то рост».
Борис Эшкинд, генеральный директор группы компаний DIGIS,
«В первую очередь нам помогает опыт прошлых лет, ведь мы уже не раз в России проходили через кризисную ситуацию в экономике. Если компания хочет выжить — она должна быстро приспосабливаться к изменившейся экономической ситуации: сокращать расходы, повышать производительность труда, делать упор на наиболее доходные направления деятельности. Так что рецепт с виду довольно простой. Но для его реализации нужна воля менеджмента, вовлеченного в антикризисное управление».
Инна Сорокина, глава представительства ViewSonic в СНГ и Прибалтике,
«В сложившихся условиях очень важно еще более тщательно подходить к оперативному планированию. Безусловно, ужесточаются требования к финансовой дисциплине, оптимизируются все бизнес-процессы. Как никогда большое значение приобретает четкий фокус на стратегически важных и прибыльных направлениях бизнеса! Ну и, конечно, принципиально важным условием успешного преодоления кризисного периода является сохранение лояльного партнерского канала. Кризисы приходят и уходят, а взаимовыгодные партнерские отношения остаются».
Андрей Каракашев, региональный директор компании MMD Monitors&Displays,
«В условиях многократного падения рынка говорить о том, что трудности будут преодолены относительно безболезненно, к сожалению, не приходится. Мы столкнулись с необходимостью существенно сокращать бюджет, запланированный на различные маркетинговые мероприятия, впрямую не имеющие отношения к продажам, и оптимизировать собственную структуру, а также работать еще более эффективно, чем раньше… Приходится более тщательно относиться к запуску на рынке новых моделей и ценообразованию, понимая, что цена ошибки на рынке, демонстрирующем падение в 70% к аналогичному периоду прошлого года, возрастает, а ресурсов на устранение ошибок становится меньше».
Вячеслав Назаров, генеральный директор компании ARCHOS в России,
«Рынок сократится, заставив уйти компании, существовавшие только за счет его роста. Многократно вырастет цена ошибок, что будет искусственно замедлять процессы принятия решения, ослабляя даже, казалось бы, сильные и эффективные организации. В итоге на гребне волны будут находиться компании, способные к быстрой генерации нестандартных решений, возглавляемые менеджментом, способным принимать на себя ответственность. Нынешний год станет санитаром рынка. В итоге ИТ-индустрия окрепнет».
Михаил Гребенников, директор направления ИБП и решений для ЦОД компании Delta Electronics,
«Все участники рынка, для того чтобы продолжать ими оставаться, в складывающихся условиях должны проявить гибкость по отношению к меняющимся требованиям и финансовым возможностям заказчиков».
Петр Ажгирей, генеральный директор компании «Элиттех»,
«Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что стимулирующие программы вендоров сильно сократились, а у некоторых перестали существовать вообще. В настоящий момент большая часть вендоров использует маркетинговые фонды для сдерживания роста цен на свою продукцию, что само по себе можно считать программой по стимулированию продаж — ведь ни что не привлекает заказчика лучше, чем хорошая цена».
Евгений Велесевич, руководитель направления России и стран СНГ компании Anaplan,
«Если говорить о России, то наши конкуренты, фактически, вовсе и не конкуренты, поскольку используют другой подход к работе».
Константин Исаакян, директор по продажам направления потребительского, малого и среднего бизнеса Dell в России, Казахстане и Центральной Азии,
«Мы планируем и дальше наращивать свое присутствие в стране, так как видим много возможностей для роста. Прогнозы — дело неблагодарное, слишком много неизвестных, однако не думаю, что будет сильно хуже, первый шок прошел и, скорее, будет лучше».