Сегодня мессенджерами пользуются более 4 млрд людей. Эта цифра примерно на 25% превышает количество пользователей социальных сетей. Михаил Романов, партнер EY, руководитель направления Digital в СНГ, в интервью «Ъ» отметил, что «новое поколение, совсем молодые люди, уже уходит из соцсетей в мессенджеры».
По прогнозам, к 2018 году число зарегистрированных пользователей мессенджеров вырастет еще на 1,1 млрд человек. Так что этот рынок продолжит активный рост в ближайшие несколько лет. Как следствие, традиционные SMS и MMS продолжат сдавать позиции мессенджерам. Согласно некоторым оценкам, мировые операторы связи из-за таких приложений стали недополучать десятки миллиардов долларов выручки.
Как отметил Михаил Романов, наибольшие показатели роста демонстрируют рынки мессенджеров на Ближнем Востоке и в Африке. В этих регионах проникновение смартфонов составляет около 20% и по мере появления современных устройств увеличивается и количество пользователей, которым нужны бесплатные и удобные способы обмена сообщениями. Также большой потенциал развития и популярность у мессенджеров в Азии.
Что касается монетизации, то универсальной модели, считает Михаил, нет: «Все зависит от того, на какой ступени развития находится компания, какая существует культура общения, за что население готово платить и кому принадлежит ОТТ-оператор». Компании могут запускать на своих платформах дополнительные платные сервисы. Это звонки на обычные телефоны, игры, стикеры, отправка и получение денег, видео- и аудиоконтент. В электронной коммерции это заказ такси, еды, покупка товаров онлайн, бронирование мест в ресторанах и отелях. Больших успехов добились в Азии, где средний доход с пользователя у мессенджеров достаточно высок: 7 долл. в WeChat, 4,24 долл. в KakaoTalk, 3,16 долл.в Line. При этом перспективы традиционных моделей, например платная подписка или платные приложения, неочевидны, а ряд крупных игроков, например WhatsApp, отвергают и рекламную модель.
На вопрос о том, как отразится на рынке введение идентификации пользователей мессенджеров по примеру регистрации абонентов в сотовых сетях, Михаил Романов ответил, что «наличие дополнительного обязательного идентификатора будет избыточной и, скорее всего, неработающей моделью.
Говоря об эффекте мессенджеров для компаний потребительского сектора и об их вкладе в онлайн-торговлю, Михаил Романов заметил, что мессенджеры дают бизнесу прямой доступ к потребителю. В качестве примера интереса к мессенджерам со стороны онлайн-торговли Михаил привел покупку японским онлайн-ритейлером Rakuten мессенджера Viber за 900 млн долл. С помощью сделки Rakuten планировал увеличить аудиторию и диверсифицировать набор цифровых услуг. «Кроме того, компании могут переложить часть рутинных функций на чат-ботов в мессенджерах. Это цифровой аналог менеджера-человека, который умеет напоминать о событиях, отвечать на простые запросы, обучать клиентов и даже продавать, и чей функционал постоянно расширяется», — добавил Михаил.
«Использование чат-ботов — это один из вариантов монетизации мессенджеров. Ведь компаниям необходимо «застолбить» клиента за собой и предложить новую услугу, что особенно актуально для молодого поколения. У ОТТ-операторов есть доступ к большому массиву данных об интересах и поведении потребителей. Использование этой информации, безусловно, важно для понимания и построения грамотной стратегии управления клиентским опытом», — заметил Михаил Романов.