Интервью с Григорием Сизоненко, генеральным директором компании ИВК.
— Как, на ваш взгляд, поменялся ИТ-рынок в целом в условиях экономической нестабильности, и как это отразилось на вашей работе?
— На отечественном ИТ-рынке происходят глубокие изменения, связанные с совместным влиянием нескольких внешних факторов. Во-первых, это сложные экономические условия, в которых приходится осуществлять свою деятельность заказчикам и поставщикам ИТ-решений. Происходит естественное сокращение инвестиционных бюджетов (в том числе, на ИТ), заказчики стараются оптимизировать свои затраты. А исполнители — снизить риски прекращения или приостановки финансирования длительных проектов. ИТ-компании, которые смогли соответствующим образом изменить технологию управления проектами, получают существенные конкурентные преимущества.
Второй существенный фактор — ослабление рубля, в результате чего импортные технологии и продукты становятся гораздо менее доступными даже для тех категорий заказчиков, на которые не распространяется нормативная база импортозамещения в ИТ.
Третий и главный фактор — устойчивый курс на импортозамещение, формирование нормативной базы, ее предполагаемое расширение на госкорпорации, а также формирование реестра российского ПО. В конце 2015 года некоторые крупные организации, стремясь отодвинуть переход на свободное ПО и на отечественный проприетарный софт, провели масштабные закупки лицензий на западное ПО. Но общую картину это не меняет.
Все это приводит к тому, что масштабные проекты в коммерческом секторе лихорадит, а крупные интеграторы не могут вписать свою отработанную технологию работы в изменившиеся условия. Это создает реальную возможность существенного изменения ландшафта ИТ-рынка в ближайшие 3-5 лет. И это отлично понимают многие интеграторы и сервисные компании среднего уровня.
Все эти сложности практически никак не затронули бизнес компании ИВК. Наши традиционные заказчики имеют защищенные статьи бюджета, и поэтому они практически никак не сократили объемы финансирования. Более того, эти объемы даже увеличились, что отразилось на результатах нашей финансовой деятельности в прошедшем году. Так, по отношению к 2014 году, объем реализации увеличился на 20%. При этом в прошедшем году продолжилась тенденция 2014 года: в структуре доходов ИВК росла доля системообазующего инфраструктурного ПО и программно-аппаратных комплексов, в которых эти наши программные технологии являются ключевым элементом. Соответственно, улучшилась диверсификация и повысилась маржинальность бизнеса.
Хочу подчеркнуть, что госсектор как заказчик был гораздо надежнее, хотя и в области госзакупок ИТ также происходили большие изменения (например, занявший немало времени перевод расчетных счетов в уполномоченные банки создавал определенное напряжение с соблюдением графика финансирования длительных и ресурсоемких внедрений даже для самых ответственных заказчиков и исполнителей).
— Какой сегмент рынка, по вашему мнению, наиболее активен на данный момент?
— Если говорить о крупных проектах, то это, конечно, госсектор (гражданские и силовые ведомства). Здесь продолжается создание новых и развитие существующих информационных систем разного назначения и масштаба. Возникает спрос на новые ИТ-решения, на инфраструктурное ПО, интеграционные решения и на целостные технологические платформы.
Кроме того, многие заказчики серьезно готовятся к проектам импортозамещения. Впервые мы зафиксировали этот тренд как устойчивый в середине 2015, с тех пор он постепенно нарастает. Организации действуют осторожно, но упорно: все большее их число не просто собирает информацию, а действительно старается примерить ее на себя, оценить новые возможности и риски, сформировать стратегию. Это создает хорошие перспективы для тех разработчиков отечественного софта, которые уже имеют зрелые продуктовые линейки и эффективные команды разработки и поддержки.
Еще одна развивающаяся категория — это сервисные ИТ-компании, работающие по схеме аутсорсинга. Но не любые, а только те, которые смогли уловить меняющийся спрос и создать для него серьезные предложения. Особенно это касается внедрения и обслуживания ПО Open Source и проприетарного отечественного ПО.
— Как ваша компания отреагировала на идею импортозамещения? Удается ли воплощать ее в жизнь и как?
— Это правильное и стратегически важное для страны решение. Наша компания почти 20 лет занимается разработкой отечественных инфраструктурных информационных технологий, предназначенных для создания территориально-распределенных защищенных информационных систем. Причем для нас все это не разрозненные экспериментальные проекты, а одно из главных направлений деятельности, которое мы неуклонно расширяли и развивали, несмотря на кризисы и на очевидный общий вектор развития ИТ-рынка в сторону импорта информационных технологий.
Опираясь на этот опыт, мы считаем, что именно сегмент программного обеспечения максимально удобен для решения задач импортозамещения в ИТ. Здесь не нужны колоссальные инвестиции. И здесь возможно быстрое получение значимых результатов. Главное, что для этого требуется — это долгосрочная переориентация закупок с зарубежных продуктов на отечественные и, соответственно, создание устойчивого широкого рынка для готовых отечественных продуктов и технологий. А также для профессиональных услуг (ИТ-аутсорсинга, консалтинга), ориентированных на эти категории ПО. Но хочу особо подчеркнуть — только на готовые!
Конечно, быстро этот процесс в стране запустить не удастся. Очень уж сильно наследие прошлого. Но принятые в стране законы позволяют быть уверенным в бесповоротности выбранной линии на технологический суверенитет.
Вместе с тем, государству нужно быть последовательным в достижении поставленных целей. Это во многом касается не только законодательного процесса закрепления приоритета отечественных разработок при бюджетных закупках, но и управления их внедрением, формирования благожелательного отношения к российским разработкам и к ПО, развиваемому международным сообществом Open Source, а также формирования у заказчика адекватных ожиданий в отношении этого ПО — вместо клише, опасно далеких от реальной жизни.
Импортозамещение требует ускоренного или даже экстренного переформатирования образовательного процесса с подготовки специалистов в области эксплуатации зарубежных технологий на разработчиков технологий и квалифицированных участников движения Open Source.
Если последовательно этим заниматься, то прогресс будет неизбежен.
— Отразились ли на деятельности вашей компании взаимные санкции России и Запада? Какие задачи остаются нерешенными из-за них или, может быть, удается чего-то добиваться вопреки трудностям?
— Отразились, причем весьма положительно. Значительно повысился интерес к нашим разработкам. Потенциальные заказчики сами нас находят и инициируют контакты. Такого никогда не было!
При этом никаких трудностей санкции нам не принесли. Т.е. здесь налицо чистый выигрыш. Надеюсь, что положительный тренд будет только усиливаться.
— Как в связи со сложившейся ситуацией в экономике изменились потребности клиентов компании?
— Потребности наших заказчиков практически не изменились. Мы выполняем крупные проекты, результаты которых не подвержены эмоциям.
В то же время, заказчикам крайне желательно минимизировать затраты на внедрение и эксплуатацию информационных систем, а также максимально ускорить процесс внедрения и освободить прикладное ПО от несвойственных функций. Эта потребность возникла не сегодня. Ориентируясь на нее, мы создали на базе нашего ПО middleware «ИВК Юпитер» и других наших системообразующих продуктов и технологий первую российскую полнофункциональную технологическую платформу, позволяющую создавать, эксплуатировать и развивать территориально-распределенные информационные системы с высокими требованиями к надежности, сложности обработки информации и ее защищенности. Эта разработка была выведена на рынок в 2012 году. В настоящее время она используется в десятках информационных систем, включая государственные автоматизированные информационные системы (ГАС) и системы специального назначения.
Сегодня значительной части наших заказчиков по-прежнему требуются полностью контролируемые закрытые решения с небольшим числом контактов с внешними информационными системами и интернет. Но многим организациям (особенно в гражданском секторе) более удобны решения на основе свободного ПО. Поэтому уже в 2012 году мы запустили проект по созданию второй технологической платформы ИВК, построенной именно на ПО Open Source. «Довесок» из 15-20% проприетарного ПО интегрирует весь этот софт, обеспечивает согласованность его работы и высокий уровень информационной безопасности, упрощает и удешевляет сопровождение. Разработка закончена в декабре 2015 года, в этом году мы выведем ее на рынок. Уверен, что с ее помощью пионеры импортозамещения смогут резко ускорить проекты, придать им больший масштаб и получить больший положительный эффект.
— Как на сегодняшний день складываются ваши отношения с партнерами?
— В свое время у нас была собственная сервисная сеть для обслуживания вычислительной техники ИВК, но мы ее ликвидировали. И правильно сделали, т. к. продуктовая и сервисная модели бизнеса слишком различаются, их неразумно объединять в рамках одной компании.
Кроме того, качественное обслуживание сложных информационных систем (тем более, если они построены на базе импортозамещающих технологий) ставит перед сервисной составляющей значительно более сложные задачи. Ведь чтобы заказчики могли уверенно пользоваться такими системами в своей основной деятельности, они должны получить длительность внедрения, SLA и другие эксплуатационные параметры на уровне традиционных коммерческих решений. Поэтому, создавая сервисную поддержку наших разработок, мы вновь ориентируемся на схему партнерства. Но теперь оно гораздо более сложное, разноплановое и технологичное.
Кроме сервисных компаний, разработчику системообразующего инфраструктурного ПО нужно партнерство с производителями неконкурирущих отечественных ИТ-продуктов. В качестве примера отмечу наше технологическое партнерство с компанией «Базальт», располагающей единственным российским репозиторием системного и прикладного ПО, полностью независимым от западных разработчиков дистрибутивов Linux.
— Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу?
— Наши планы продолжают стратегию развития, которой мы придерживаемся более 20 лет. Естественно, важное место в них занимает дальнейшее развитие обеих технологических платформ ИВК, о которых я говорил выше, а также существующих линеек ПО и программно-аппаратных комплексов.
Кроме того, мы будем и дальше создавать новые информационные технологии. Например, в настоящее время в ИВК уже идет разработка решений для управления SDN-сетями. Как известно, у таких сетей много преимуществ: виртуализация физических ресурсов сети, разделение функций передачи трафика и управления между соответствующими устройствами — с помощью единого открытого интерфейса OpenFlow и мн. др.
У ИВК также есть интересные перспективные разработки в области вычислительной техники со спецсвойствами, в частности, построенной с применением «стелс-технологий».