В 2016 году почти 60% россиян хотя бы раз в неделю пользовались мобильными приложениями электронной почты и социальными сетями, 50% применяли мессенджеры, выяснила Deloitte. Выводы сделаны на базе онлайн-опроса Ipsos Mori, проведенного по заказу компании летом 2016 года. Было опрошено 2 тыс. человек в возрасте 18-60 лет.
Как показало исследование, проникновение электронной почты, мессенджеров, сервисов голосовой телефонии (VoIP) выросло во всех возрастных группах. Среди молодежи зафиксирован, в частности, скачок популярности электронной почты. 71% респондентов в возрасте 18-24 года сообщили, что хотя бы раз в неделю пользовались email. Летом 2015 года на этот вопрос утвердительно ответили 44% участников онлайн-анкетирования. При этом мессенджеры становятся все популярнее среди пользователей старшего возраста. В минувшем году такими сервисами пользовался 41% респондентов в возрасте от 45 до 54 лет, тогда как летом 2015 года их было 22%. Проникновение социальных сетей в 2016 году увеличивалось за счет пользователей от 25 до 54 лет. В этих возрастных группах показатель вырос на 5-12 п. п., тогда как среди самых молодых и взрослых респондентов проникновение поднялось символически (1 п. п.).
77% участников опроса сообщили, что хотя бы раз в неделю совершали голосовые звонки. За год проникновение этой услуги выросло на 6 п. п., а вот проникновение услуги SMS за тот же период не изменилось и составило 78%.
"В России мессенджеры и email никогда не имели большего проникновения, но в последнее время картинка резко поменялась — мессенджеры показали очень большой прирост в этом году",— констатирует партнер Deloitte Антон Шульга. По его словам, эти каналы коммуникации будут составлять существенную конкуренцию услугам операторов.
"На тех рынках, на которых проникновение мессенджеров уже высоко, в какой-то момент люди начинаются отказываться от SMS. Финляндия и Голландия показали существенный прирост людей, которые отказались от SMS. Люди уходят полностью в альтернативные каналы связи",— говорит Антон Шульга.
По словам господина Шульги, появившийся в WhatsApp функционал по звонкам — "это следующее чудовище, с которым придется сражаться сотовым операторам". "Ясно, что благодаря функционалу по звонкам попадают под удар не только SMS, но и голосовые соединения. Уже можно сказать, что существенное влияние будет на роуминговые соединения, которые, особенно за рубежом, продолжают оставаться дорогими. С распространением мессенджеров львиная доля звонков будет уходить туда",— прогнозирует эксперт. В частности, проникновение WhatsApp растет в отсутствие рекламы этого сервиса в России, отмечает он.
По данным Deloitte, в 2016 году WhatsApp стал одним из самых популярных приложений в России, им пользовались 49% респондентов, чаще на смартфонах пользовались только "ВКонтакте" (57%) и личным email (64%). Приложением Skype пользовались 38% респондентов, OK — 35%, Instagram, как и рабочим email,— 30%, Twitter — 22%, приложениями сервисов знакомств — 14%, iMessage — 11% Telegram — 8%, Snapchat — 5%. 16,2% владельцев смартфонов или телефонов ответили, что никогда не используют мессенджеры, социальные сети и email.
По данным компании, Россия традиционно находится в числе отстающих стран по показателю количества приложений, которыми пользуются абоненты: в среднем российские пользователи устанавливают на своих смартфонах дополнительно около 12 приложений, не считая предустановленных. На зарубежных рынках этот показатель может в среднем превышать 20 приложений.
При этом в России "ВКонтакте" обгоняет WhatsApp, несмотря на то что у приложений разный функционал по переписке, констатирует Антон Шульга: пользователь "ВКонтакте" может писать только друзьям, а WhatsApp — по всей телефонной книге. Причина популярности "ВКонтакте", по мнению представителя соцсети Евгения Красникова, в "богатом социальном графе, который зачастую шире телефонной книги пользователя".
Мобильная аудитория "Почты Mail.Ru" тоже бурно растет, особенно на Android, добавляет вице-президент Mail.Ru Group Анна Артамонова. "При этом это не перетекание аудитории с web в мобильные приложения, а увеличение ее активности. Пользователи заходят в почту все чаще и чаще в разных условиях: вечером, в выходные, в дороге. Кроме того, стабильно растет mobile only аудитория",— говорит она.
Вполне естественно, что доля мессенджеров в обмене сообщениями растет, считает представитель Tele2 Ольга Галушина. По ее словам, это "стимулирует абонентов переходить на пакетные тарифы, при этом пользователи не отказываются от SMS". Уровень потребления SMS "практически остался неизменным", подтвердила представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева. При этом абоненты стали больше говорить по телефону. Так, по итогам третьего квартала 2016 года MOU абонентов "Вымпелкома" составило 335,4 мин., тогда как в аналогичный период прошлого года было 319 мин., добавила она. Голосовая связь по-прежнему остается востребованной услугой, уверены и в Tele2.