Аналитический центр при правительстве РФ вчера представил доклад о развитии человеческого потенциала России в период «экономической неустойчивости» 2009-2013 годов. Общий вывод экспертов: развитие человеческого капитала остается на периферии внимания властей, тогда как глубина неравенства домохозяйств по доходам остается «избыточной и нелегитимной». Это приводит не только к потере половины потенциального экономического роста, но и способно спровоцировать социальный взрыв, подобный происшедшему в 2013 году в Египте,- в случае, если государство не озаботится установлением налогов на богатство либо проведением качественной политики развития.
Представленный вчера Аналитическим центром при правительстве РФ (АЦП) двухсотстраничный документ призван оценить посткризисное развитие человеческого потенциала в РФ в 2009-2013 годах (до сих пор этот доклад выпускало представительство ПРООН в России). «Даже при высоких ценах на нефть в стране наблюдалось ощутимое замедление экономического роста и сложился феномен «проигрыша» человеческого капитала ресурсной ренте, которая ориентировалась не на накопление и модернизацию экономики и общества, а на потребление»,- резюмировал глава АЦП Константин Носков. Хотя документ был отдан в верстку еще в сентябре 2014 года, он зафиксировал точку классического перехода в новый кризис, заявил главный советник руководителя АЦП Леонид Григорьев.
Помимо фиксации исчерпания рентной модели и скатывания в затяжной структурный кризис, недоучета потребностей беднейших слоев населения, ухудшения качества образования, краткосрочности горизонта планирования, нарастания экологических проблем и абсолютизации экономического роста авторы исследования обратили внимание на проблему экономического и социального неравенства. С 2008 по 2013 год, когда накопление основного капитала так и не восстановилось до предкризисного уровня, государство активно инвестировало в частное потребление, ограничивая развитие предпринимательства. «Когда нефть стоила меньше $50 за баррель, государство инвестировало в богатые слои населения, когда она стала выше $50 стали инвестировать в бедных и среднеобеспеченных — в пенсии, пособия. Сегодня большая часть населения России живет лучше, чем нижняя по доходам половина населения мира»,- говорит глава Независимого института социальной политики Лилия Овчарова. В докладе, отмечается, что из-за несовершенства методологии оценки неравенства Росстата (реальный уровень выше) его негативные эффекты проявляются именно в кризис — поэтому с 2008 года государство активно увеличивало пенсии и зарплаты бюджетников.
В целом за последние пять лет средний рост доходов домохозяйств позволил им начать выходить «за рамки потребительского выживания» и смещать потребление в сторону трех основных направлений: транспорта, связи, культуры и отдыха. Однако проблему неравенства это не решило — доля населения «среднего класса» и «ниже среднего» не изменилась. Коэффициент Джини (чем он ближе к единице, тем больше концентрация доходов) последние пять лет остается на уровне 42%, доля социальных выплат в структуре денежных доходов домохозяйств выросла с 11,6% в 2007 году до 18,5% в 2013 году (исторический максимум), а предпринимательская активность резко снизилась. Такой уровень неравенства, учитывая уровень доходов, сопоставим с ситуацией в Бразилии и Китае. Его глубина, исходя из оценок граждан, приведенных в докладе, названа «избыточной и нелегитимной». На микроуровне избыточное неравенство выглядит так: выше всего доля населения с доходами ниже трех прожиточных минимумов среди занятых в легкой промышленности (81%), сельском хозяйстве (79%), сфере культуры и спорта (76%), здравоохранении (71%), образовании (70%). Меньше всего — в добыче полезных ископаемых (23%) и финансовой деятельности (28%).
Неравенство в России не позволяет эффективно себя реализовывать в экономике, накладывая ограничения на репродуктивное поведение и здоровье более чем 50% россиян и приводя к образованию ловушки бедности и иждивенчества, росту бюджетных расходов и снижению производительности, падению инвестиций в человеческий капитал. По мнению Лилии Овчаровой, в такой ситуации государству придется либо увеличивать налоги на богатых, либо проводить качественную политику развития, поощряя инвестиции граждан в личное развитие. В этом случае богатые должны платить за себя, средний класс — софинансироваться, а за бедных должно платить государство. И если у последнего не хватает средств — ему придется дать больше свобод для поиска взаимодействия граждан с управляющими компаниями в ЖКХ, образовательных и медицинских учреждениях. «Доверия к государству как к инвестору нет, если оно не будет договариваться с гражданами, то эффект по неравенству сработает, как в Египте»,- предрекает эксперт.