В работе по привлечению граждан в НПФ обнаружились новые препятствия. С этого месяца граждане должны заполнять заявление на перевод накоплений по новым формам (утверждены постановлением правления ПФР 158п от 12 мая). «Мы ведем прием заявлений по новым формам с 9 июня, и весь год они будут актуальны»,- говорит представитель Пенсионного фонда России (ПФР) Марита Нагога. Теперь, если клиент покидает НПФ (например, меняет его на другой), он обязан указать, из какого именно НПФ он переводит свои накопления. До этого процесс был проще: заявление подавалось либо о переходе из ПФР, либо о переходе из НПФ (без указания конкретного фонда).
Кроме того, заявления отныне делятся на срочные и досрочные. По закону в случае срочного перехода накопления теперь переводятся через пять лет с момента подачи. Перевод средств по старым правилам — на следующий год — теперь является досрочным. «Если гражданин осуществляет переход через пять лет, он сохраняет инвестиционный доход за этот срок. Если гражданин хочет перейти на следующий год после подачи заявления, то он теряет инвестиционный доход с момента последней фиксации суммы пенсионных накоплений по закону о гарантировании»,- поясняют в ПФР. И в досрочных заявлениях есть табличка, где клиент расписывается, что он осведомлен о последствиях досрочного перехода.
С одной стороны, нововведение должно способствовать улучшению информированности граждан о состоянии своих пенсионных дел. «Если человек принимает решение о переводе пенсионных накоплений, он должен знать, где они находятся на данный момент. А если он хочет перевести средства досрочно, то должен быть осведомлен о финансовых последствиях»,- говорит госпожа Нагога.
Однако многие участники рынка уверены, что новация помешает гражданам реализовать право перехода. По словам гендиректора консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергея Околеснова, около 80% заявлений по новым формам о переходе из одного НПФ в другой будут заполнены неправильно.
Для такого прогноза есть основания: путаница возникала даже с подачей минимальной информации, требовавшейся прежней формой заявления. По итогам самой масштабной переходной кампании — 2013 года — 58%, или 5 млн, отрицательных решений ПФР по заявлениям были связаны с тем, что человек ошибался, указывая, уходит он из ПФР или из НПФ.
«Теперь ошибок будет значительно больше. Во-первых, граждане не следят за своими пенсионными накоплениями, как за живыми деньгами в банках. Во-вторых, не все бренды НПФ действительно запоминающиеся»,- поясняет господин Околеснов. «Ранее человек мог написать заявление о переводе накоплений в тот или иной НПФ, ПФР по какой-то причине его забраковал, а клиент уверен, что его перевели»,- продолжает гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.
В текущем году в пенсионных фондах рассчитывали на взрывной рост привлечения, предполагалось, что число новых клиентов составит около 12 млн (см. «Ъ» от 1 июня). Статистика пока оправдывает этот прогноз. С января по май в ПФР было подано 338,5 тыс. заявлений о переходе из ПФР в НПФ, 217,2 тыс. — о переходе из одного НПФ в другой, еще 59,7 тыс. заявлений — о переводе накопительной части пенсии из НПФ в ПФР, сообщила вчера «Ъ» Марита Нагога. Однако более сложная форма заявлений, повышая риск брака, способна серьезно корректировать итоговые цифры реально переведенных клиентов. «Процент брака с новыми формами может увеличиться, а число переходов между фондами соответственно может сократиться»,- признает директор НПФ «Национальный» Светлана Касина. «Нововведение ограничивает потенциал привлечения активных участников рынка»,- уверен господин Околеснов.