Основатель китайского поисковика Baidu Робин Ли учился и написал свой первый алгоритм в США, а его компания торгуется на Nasdaq. Но стать доминирующим игроком в Китае ему помогли власти, выдавившие из страны Google.
В опубликованном в начале марта рейтинге самых состоятельных бизнесменов мира Forbes состояние Робина Ли, 47-летнего основателя крупнейшего китайского интернет-поисковика Baidu, составило $11 млрд (по данным счетчика Forbes «в реальном времени», сейчас оно составляет $13,4 млрд). Это четвертый показатель в Китае и 90-й — в мире, а Baidu, наряду с торговой интернет-площадкой Alibaba и телекоммуникационной компанией Tencent, — один из признанных флагманов китайского интернет-бизнеса.
Выходцу из довольно небогатой семьи, Ли удалось получить образование за границей, одновременно с Ларри Пейджем и Сергеем Брином придумать один из первых современных алгоритмов интернет-поиска, а когда изобретение оказалось не востребованным его американскими работодателями — построить на интернет-поиске многомиллиардный бизнес на родине.
В Америку за перспективами
Ли Яньхун, будущий основатель «китайского Google», как часто называют Baidu, родился в 1968 году в городе Янцюань, в 300 км к юго-западу от Пекина. Английское имя Робин он стал использовать гораздо позже, когда переехал учиться в США.
Семья Ли была небогатой — родители работали на фабрике и кормили пятерых детей, из которых будущий миллиардер был четвертым. Еще ребенком Ли увлекся программированием, участвовал в соревнованиях на школьном уровне. В 1987 году Ли удалось поступить на факультет библиотечного дела в лучший на тот момент вуз страны — Пекинский университет. Второй специальностью Ли в университете была информатика.
Во время исторических событий на площади Тяньанмэнь в 1989 году, когда в результате разгона войсками студенческой демонстрации погибли сотни человек, Ли учился на втором курсе. Сейчас, вспоминая об этом, он говорит, что «тогда был аполитичным». Но уже на следующий год Ли, по его словам, начал задумываться о том, чтобы продолжить образование за границей, поскольку Китай тогда представлялся ему совершенно бесперспективным.
Окончив университет в 1991 году, Ли задается целью уехать в США, чтобы продолжить свое образование в IT-сфере. Это оказалось непросто — информатика в китайских университетах тогда была слабой, поэтому из 20 заявок в американские университеты, которые Ли, по собственному признанию, отправил вслепую, была принята только одна — в не самый престижный университет штата Нью-Йорк в Буффало. Получив степень магистра, в 1994 году Ли устроился на работу в компанию IDD, специализировавшуюся на базах данных финансовой информации и производстве программного обеспечения для ее обработки. Спустя три года IDD была куплена DowJones&Co, и Ли успел поучаствовать в том числе в разработке программного обеспечения для онлайн-версии The Wall Street Journal.
Середина 1990-х была временем бурного развития интернета, но индустрия находилась в зачаточной стадии — количество зарегистрированных доменных имен в 1995 году составляло 177 тыс. (сейчас их около 300 млн). Но уже тогда проблема поиска в интернете и сортировки результатов этого поиска была одной из основных в отрасли. Ли активно занимается этой проблемой и в 1996 году создает и патентует поисковый метод «анализа ссылок» (link analysis), в основе которого было ранжирование сайтов в результатах поиска исходя из количества гиперссылок на этот сайт на других страницах. Используя этот алгоритм, в 1996 году Ли создает для компании IDD свой первый поисковый механизм — RankDex. Похожий по принципу действия механизм тогда же создали студенты Стэнфорда Сергей Брин и Лоуренс Пейдж для поисковика BackRub — предшественника Googlе. Пейдж в заявлении на патент алгоритма Google PageRank упоминал RankDex как поисковую машину, уже использующую алгоритм, близкий к поисковому алгоритму Google.
В IDD отнеслись к изобретению Ли поискового алгоритма без особого энтузиазма. «Моего босса не впечатлило то, что я создал», — вспоминал бизнесмен в разговоре с The New York Times. Вскоре он переходит в специализировавшуюся на поиске компанию Infoseek, которая первой начала продавать рекламу в интернете по модели «цена за тысячу показов». Казалось, здесь Ли сможет реализовать свои идеи поисковых алгоритмов, но в 1999 году купившая Infoseek The Walt Disney Company решила переориентировать компанию от поиска к созданию контента, и программисту пришлось искать новое место.
Первый бизнес
Еще работая в Infoseek, Робин Ли познакомился с другим выходцем из Китая, Эриком Сю, биохимиком по образованию, обладавшим обширными связями в Кремниевой долине. Сю познакомил Ли с сооснователем флагмана IT-бизнеса того времени, компании Yahoo, Джерри Янгом, а также с Джоном Ву, который в Yahoo руководил подразделением, занимавшимся развитием поискового направления. Как вспоминал Ву в разговоре с The New York Times, тогда в IT-кругах скептически относились к перспективам поисковиков как бизнеса. «Так же думал и я сам, но Робин твердо давал понять, что будет продолжать работу в этой сфере», — вспоминал Ву.
В 1999 году Ли и Сю смогли привлечь от двух венчурных фондов из Кремниевой долины — Integrity Partners и Peninsula Capital — $1,2 млн, с которыми вернулись в Китай и основали компанию Baidu. Название компании буквально переводится с китайского как «сотни раз». По словам самого Ли, оно отсылает к строчке из китайского стихотворения эпохи династии Сун, в котором говорится о «постоянных поисках идеала». Годом позже две другие венчурных компании из США — Draper Fisher Jurvetson и IDG Technology Ventures — инвестировали еще $10 млн. Первой штаб-квартирой будущего интернет-гиганта стала комната в пекинском отеле с видом на университетский городок.
Baidu начинала с создания поисковых механизмов для крупных китайских сайтов — Sina и Sohu. В начале 2000-х многим, в том числе и членам совета директоров Baidu, казалось, что построить успешный бизнес на одном поиске невозможно, а создание собственного сайта только лишит компанию потенциальных клиентов. Но Ли, впечатленный успехом американской компании Overture, которая тогда начала продавать рекламу, связанную с поисковыми запросами пользователя, убедил партнеров и инвесторов в необходимости создания отдельного сайта Baidu.
Сайт был запущен в 2001 году, и минималистичный дизайн его главной страницы, на которой не было ничего, кроме строки поиска, сразу вызвал сравнения с Google. Ли стал одним из первых в отрасли, кто нашел пути для дополнительной коммерциализации проекта — Baidu начала продавать компаниям более высокие позиции в поисковой выдаче и брать с них деньги за каждый клик на такие объявления. Бизнес-модель оказалась оправданной. В 2004 году Baidu становится прибыльной, а уже в 2005 году — публичной. IPO Baidu состоялось на бирже Nasdaq. Цена размещения $27 за акцию к концу первого дня торгов выросла вчетверо — до $122, и компания с выручкой всего $8 млн получила капитализацию около $4 млрд.
«Компания без морали»
«Baidu, по крайней мере в глазах конкурентов, не является «моральной» компаний», — писал Bloomberg в 2010 году. К тому времени компания уже оказалась фигурантом нескольких громких скандалов и регулярно становилась объектом обвинений в фильтрации информации и нарушении авторских прав.
Одна из главных причин, которая заставляет конкурентов утверждать, что Baidu ведет «нечестную игру», — это то, как шла борьба за китайский рынок между Baidu и Google, которую последний в итоге проиграл. Google пришел в Китай в 2006 году и за короткий срок смог составить Baidu значительную конкуренцию. Ли запустил рекламную кампанию, которая убеждала в том, что китайская компания лучше удовлетворит запросы китайских пользователей. Но доля рынка Baidu падала: в 2005 году она почти единолично контролировала китайский рынок, а в 2009 году доля Baidu, по данным iResearch, снизилась до 60%, а доля Google составила 33%. Тогда на помощь Ли пришли китайские власти.
Еще в 2006 году, когда Google пришел на китайский рынок, он заключил с властями КНР соглашение, в рамках которого обязывался фильтровать поисковые выдачи. Фильтрации подвергались в том числе материалы, посвященные разгону демонстрации на площади Тяньаньмэнь, движению за независимость Тибета и Синьцзян-Уйгурского автономного района. Но вскоре после того как в конце 2009 года почтовые сервера Google подверглись нападению китайских хакеров (которых традиционно связывают с властями КНР), компания приняла решение отказаться от цензуры и в результате была вынуждена фактически уйти с китайского рынка: к 2012 году доля Google упала до 1,7%.
Ли в интервью уверяет, что уход Google из Китая не повлиял на лидирующие позиции его компании. «Это неверное понимание. Я слышал много раз (о том, что успех Baidu связан с уходом Google), и я не придаю этому значения, поскольку это неправда», — заявил бизнесмен в феврале в интервью центральному телевидению КНР.
Еще одна причина для критики Baidu — обвинения в музыкальном пиратстве: сервис по поиску песен Baidu MP3 предоставляет ссылки на пиратские файлы со сторонних сайтов, и поиск музыки составляет значительную часть трафика Baidu. Против поисковика несколько раз подавали иски крупные музыкальные лейблы, в том числе Universal Music, Sony BMG и Warner Music.
Обвиняли Ли и в том, что Baidu подстраивает под рекламодателя не только рекламные ссылки, но и обычную поисковую выдачу, понижая и даже исключая из результатов поиска компании, которые сокращали расходы на рекламу в Baidu. В ноябре 2008 года Центральное телевидение КНР выступило с серией расследований, авторы которых обвиняли Baidu в том, что она рекламирует медицинские учреждения, у которых отсутствуют необходимые лицензии. В том же 2008 году Baidu обвинили в том, что компания получала от производителя молочных продуктов Sanlu деньги за то, чтобы в поисковой выдаче не было данных о скандале вокруг обнаруженного в молоке Sanlu вредного вещества меламина. Скандал обрушил акции компании и привел к масштабным увольнениям. Несмотря на это, Ли подчеркивает, что «внутри компании построена Великая китайская стена между поисковыми и рекламными подразделениями».
Глобальный прицел
«Рано или поздно вы увидите китайскую компанию, которая станет по-настоящему глобальным игроком, и я думаю, что у Baidu есть шанс стать одной из таких компаний. Мы должны быть готовы к конкуренции на мировом уровне», — говорил Ли изданию BusinessWeek. Пока Ли не слишком преуспел на этом направлении. По набору сервисов Baidu диверсифицирована чуть ли не больше, чем Google, например, в нее входит онлайн-энциклопедия Baidu Know (аналог «Википедии»), сервис легальной музыки Baidu Music, онлайн-платформа для общения Tieba. Но доля китайских пользователей в общей структуре аудитории остается выше 90%, а ее доля на мировом рынке поиска — 7,52%.
В последние месяцы в своих интервью Ли признается, что стремится найти новые области для развития компании, лежащие вне традиционного интернет-поиска. По мнению бизнесмена, будущее интернет-бизнеса — в том, чтобы развивать так сервисы в сфере O2O (online-to-offline), которые привлекают интернете клиентов для услуг в офлайне. Выступая осенью 2015 года на ежегодной конференции Baidu в Пекине, Ли почти не упоминал о поисковом направлении, основную часть своей речи посвятив O2O: «Сейчас мы меняем миссию компании: раньше она соединяла людей и информацию, теперь будет соединять людей и услуги».
Ли допускает, что постепенный отход компании от интернет-поиска как ключевого элемента бизнеса скажется на котировках акций Baidu на бирже Nasdaq. В случае если видение перспектив компании у Ли и у западных владельцев акций кардинально разойдется, бизнесмен допустил делистинг Baidu с Nasdaq и размещение в Китае — месте, где, по мнению Ли, грядет очередной интернет-бум.