«Мы встретили кризис во всеоружии»

Роман Карась, компания CPSИнтервью с Романом Карасем, начальником отдела маркетинга компании CPS.

Как, по вашему мнению, ИТ-рынок отреагировал на экономические проблемы в 2014 году? Какой сегмент пострадал больше всего, а какой был в выигрыше?


— Реакция ИТ-рынка отражала тенденции всего российского рынка, тем не менее основные проблемы в 2014 году, затронувшие ИТ-отрасль, — это снижение деловой активности и маржинальности, падение оборотов, резкий скачок курсов валют по отношению к рублю, нехватка оборотных средств в крупных отечественных проектах, отсутствие аналогичных отечественных товаров для целей импортозамещения, ухудшение инвестиционного климата. Так как наиболее ощутимыми были трудности с зарубежными поставками и отсутствием оборотных средств, то, по нашему мнению, больше всего пострадали сегменты, связанные с закупками иностранных товаров, и направление ИТ-интеграции. Так, у дистрибьюторов возникла проблема погашения отсроченных платежей по крупным партиям товаров, закупленных у зарубежных поставщиков до момента обрушения российской валюты. У интеграторов наблюдались моменты с множественными задержками оплаты уже выполненных проектов.


Как ваша компания боролась с трудностями? На какие сферы вы обратили особое внимание?


— Несколько лет назад в группе компаний CPS была разработана методика оценки качества системы управления организации, и в 2012-2013 годах она была нами опробована, говоря медицинскими терминами, «на себе». Это позволило избежать множества проблем, можно сказать, что мы встретили кризис во всеоружии. Так, для преодоления трудностей был разработан антикризисный план, пересмотрены механизмы принятия решений в ключевых управленческих бизнес-процессах, изменены схемы работы с партнерами, пересмотрены принципы принятия решений по предоставлению отсрочек платежей, контролю дебиторской задолженности, оценке надежности контрагентов и т. п. Максимальное внимание было уделено прибыльности сделок, приоритет в работе с дилерами и клиентами был изменен в сторону услуг, технической поддержки, клиентских сервисов. Мы успешно опробовали нашу «Методику оценки качества системы управления организации» на нескольких компаниях-заказчиках и предлагаем заинтересованным компаниям применить ее в качестве действенной антикризисной меры.


Положительно ли повлияла на ваше производство идея импортозамещения, озвученная в 2014 году и активно продвигаемая сегодня?


— Так как мы изначально поставляли большинство программных продуктов, где импортозамещение возможно в лучшем случае через несколько лет, о положительном влиянии импортозамещения говорить пока рано. Мы отслеживаем все инициативы регуляторов и отечественных вендоров с целью не отставать от рынка в этом вопросе, однако ряд наших ключевых зарубежных вендоров на данном этапе заменять просто некем. Мы согласны, что будущее за импортозамещением, в товарных предложениях всегда стараемся предлагать нашим дилерам продукты отечественных производителей, но процесс пока идет в отдельных товарных нишах — криптографическая защита, ИТ-безопасность, свободно лицензируемое ПО и т. п. В технологически сложных областях, таких как ОС, САПР, дизайн, корпоративные бизнес-системы и т. п., наши вендоры пока не так сильны, как хотелось бы .


Как санкции, введенные ЕС и США против России, отразились на деятельности вашей компании?


— Непосредственно на наших продажах они не отразились, мы стараемся четко соблюдать договорные условия, в том числе и рекомендованные политики распространения ПО. Но санкции влияют на общий бизнес-климат и особенно на возможность получения бизнесом недорогих долговременных кредитов в зарубежных банках. При отсутствии низких ставок по кредитам падает объем сделок, ухудшается ситуация с платежами, наличием оборотных средств у заказчиков и клиентов. И хотя мы стараемся использовать кредитование по минимуму, это может привести к затруднениям с выполнением поставленных планов, необходимости оптимизации подразделений компании, ухудшению общего финансового результата работы компании.


Претерпела ли изменения ваша стратегия развития в связи с ситуацией на рынке?


— Да, конечно, в условиях отсутствия активности на рынке больше внимания уделяется выполнению планов по KPI, а финансирование новых направлений с высокой долей риска приходится отменять или откладывать. Мы пытаемся поддерживать на прежнем уровне расходы на маркетинг, продолжаем рекламную и социальную деятельность, присматриваемся и изучаем вновь появившиеся направления, чтобы при первых индикаторах роста активно продвигать новые направления бизнеса.


Как, на ваш взгляд, изменится ИТ-индустрия в текущем году? Какие оптимистичные и негативные сценарии развития ситуации вы ожидаете?


— От нынешнего года мы не ожидаем крупных прорывов, есть надежда, что он будет даже лучше, чем 2014-й. ИТ-индустрия столкнется с некоторым снижением тренда мобильности. Продолжится движение в облака, сохранится тенденция к «поумнению» всех устройств в нашей жизни — от холодильника до «умного» города. Что касается сценариев, то прогнозы в быстроменяющемся мире делать сложно, скорее всего, этот год, как и предыдущий, в России будет годом горизонтального тренда.


Каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу? Решаетесь ли вы делать прогнозы на 2015 год?


— Наши ближайшие планы — сохранить коллектив и свой сегмент рынка, нащупать перспективные пути развития, обеспечить наших дилеров и клиентов максимально возможным сервисом, предложить российским компаниям и пользователям наиболее интересные и производительные программные продукты, полезные услуги, в том числе и в области оценки качества информационной инфраструктуры и управления организацией в целом. Прогноз на 2015 год — мы успешно преодолеем все трудности и вызовы, связанные с кризисными явлениями 2014 года, и предложим россиянам много новых интересных и полезных программ и услуг.

Поделиться с друзьями
ASTERA