Неприбыльные смартфоны
Снижение маржинальности продаж смартфонов сделало аксессуары для гаджетов главной категорией, приносящей прибыль сотовому ритейлу, следует из отчета по этому сегменту рынка, опубликованного в четверг МТС.
МТС в течение 2015 года несколько раз пересматривала цены на мобильные гаджеты. Сначала сказалось весеннее укрепление курса рубля, затем МТС приняла новую стратегию, предполагающую снижение цен на устройства в собственной розничной сети в расчете на рост дохода от мобильного трафика на проданных гаджетах. Цены на некоторые модели снижались до 30%, часть цен на девайсы на полке снижались до закупочных. Ранее несколько участников рынка подсчитывали для РБК, что на субсидирование цены гаджетов МТС только за несколько месяцев 2015 года потратила несколько сотен миллионов рублей. По итогам года общая сумма может составить порядка 4,5–5 млрд руб. Компания не комментировала эти данные.
«Розничные сети снижают маржу от продажи смартфонов и планшетных ПК, компенсируя прибыль сопутствующими продажами контрактов, а операторы могут продавать смартфоны с минимальной маржой, увеличивая абонентскую базу пользователей мобильного интернета», — подтверждает руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств Json & Partners Сonsulting Евгений Альминов. «Все работаем на конкурентном рынке, и если кто-то из значимых игроков рынка начинает продавать что-то дешевле — то и мы ориентируемся по цене продажи на этого игрока», — говорит представитель сети «Эльдорадо» Юлия Завьялова.
Другие ритейлеры признают снижение цен на мобильные устройства, но уверяют, что рентабельность их продаж осталась прежней. «Связной» не продает гаджеты в минус, при этом розничные цены на устройства в нашей сети абсолютно соответствуют рыночным. Снижение стоимости в нашем случае возможно за счет выгодных закупочных цен, которых мы добиваемся благодаря многолетнему взаимодействию с вендорами, а также высоких объемов реализации устройств», — поясняет Мария Заикина из «Связного». «За год экономика у нас серьезно не менялась, маржинальность смартфонов осталась прежней», — говорит президент «Евросети» Александр Малис.
При этом рост продаж устройств замедляется, отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова, это обусловлено падением реальных доходов населения и снижением доступности кредитов. По данным IDC, объем поставок гаджетов в первом полугодии в натуральном выражении сократился на 10,5%, в денежном — на 34,7%. По оценкам Json & Partners Сonsulting, по итогам 2015 года в России будет продано 25,5 млн смартфонов — на 2% меньше, чем годом ранее (26,1 млн). При этом Евгений Альминов отмечает, что из всех сегментов электроники темпы снижения российского рынка продаж смартфонов в 2015 году одни из самых минимальных.
Рентабельность до 95%
Маржинальность аксессуаров для мобильных устройств достигает 95%, в продажах смартфонов и планшетов этот показатель составляет только 5–15%, говорится в исследовании МТС. По данным оператора, на долю аксессуаров сейчас приходится около 10% выручки сотовых ритейлеров от продажи абонентского оборудования (телефоны, смартфоны, планшеты, аксессуары). В выручке «Евросети» доля аксессуаров составляет 13%, «Связного» -15% от продажи оборудования, сообщили компании. В выручке крупнейшего продавца бытовой техники и электроники «М.Видео» аксессуары для гаджетов занимают около 9% и входят в топ-5 категорий по доле, но ритейлер относит к этой категории более широкий круг товаров, сказал РБК представитель сети.
В 2015 году, по оценкам МТС, объем рынка аксессуаров должен составить 38 млрд руб. (падение на 4% к 2014 году). 70% рынка занимает сотовый ритейл, оставшиеся продажи делают сети по продаже электроники, небольшие точки в торговых центрах и на рынках, а также интернет-ритейл.
Евгений Альминов из Json & Partners согласен с тем, что аксессуары — один из самых высокомаржинальных товаров в сотовой рознице. Но другие сотовые ритейлеры в оценке рентабельности категории более консервативны, чем МТС. «Уровень маржинальности как на гаджеты, так и на аксессуары может сильно отличаться в зависимости от бренда. Что касается маржинальности аксессуаров, она может составлять от 10% и более — это зависит от бренда и модели аксессуара», — говорит представитель сети «Связной» Мария Заикина.