Компания «Роснано» рассказала о своей продукции, которую в буквальном смысле можно потрогать руками. В лидеры по производству искусственных сапфиров выбилась ее портфельная компания «Монокристалл». Ведущие мировые аналитики высокотехнологичных рынков компании Yole Developpement назвали ее крупнейшим производителем этой продукции в мире. Где используют, кому продают российские кристаллы, и почему о достижениях «Роснано» заговорили именно сейчас?
Сейчас «Монокристалл» занимает 27% мирового рынка сапфира для оптоэлектронного применения. Это второй по твердости материал после алмаза, который обладает хорошими оптическими свойствами. В основном искусственные кристаллы используются для производства светодиодов. С развитием рынка LED-телевизоров их требовалось все больше.
В 2011 году был максимум цен на искусственные сапфиры. Когда пик прошел, случилось перепроизводство этих кристаллов, и цена на них упала. У производителей произошел кризис. При этом «Монокристалл» смог существенно снизить себестоимость продукции, и это, в конечном счете, позволило стать ему компанией номер один на этом рынке. Такой успех во многом объясняется совершенствованием технологии. Ну и, надо признать, очень сильно на себестоимость повлияла девальвации рубля. Такие крупные мировые производители, как американская компания Rubicon и корейская Sapphire Technology уже не в силах конкурировать с «Монокристаллом».
В июне тайваньское издание DigiTimes сообщило, что российская компания намерена повысить ежемесячные объемы производства двухдюймовых пластин из синтетического монокристаллического сапфира с текущих 4 млн единиц до 5 млн к концу года. По данным журналистов, теперь «Монокристалл» и китайская компания Harbin Aurora Optoelectronics Technology являются основными поставщиками сапфировых пластин для Apple Watch.
«Газета.ру» утверждает, что до конца этого года «Монокристалл» поставит Apple 2 млн двухдюймовых сапфировых пластин. Это дает повод предполагать, что Apple Watch занимает существенную долю экспорта российской компании. И чуть ли не благодаря американцам «Монокристалл» стал крупнейшим в мире производителем искусственных сапфиров. Однако источник Business FM в «Роснано» сказал, что это не так. Все-таки большинство кристаллов идет на изготовление светодиодов, и Apple тут ни при чем. Управляющий партнер R&G Partners Арсений Даббах считает, что американцы сыграли свою роль в успехе российской компании. Но она все же не была решающей: «Я думаю, что Apple очень сильно помогла росту выручки, но, безусловно, она не единственный клиент компании «Монокристалл». Насколько я знаю, около 200 потребителей продукции у компании, и в том числе очень большая часть приходится на других производителей в совокупности. Но Apple — это, безусловно, значимый очень клиент, не только по объемам, но и по PR-эффекту, потому что недавно, в начале года, компания запустила умные часы, которые набирают свою популярность, и они тоже используют продукцию компании «Монокристалл» при производстве дисплеев для этих часов».
За последние пять лет объем производства сапфира на «Монокристалле» был увеличен в девять раз. Экспорт в прошлом году превысил 100 млн долларов. Это один из немногих производителей в отрасли, кому удалось закончить прошлый год с операционной прибылью.