Минпромторг готовит проект федерального закона об электронной торговле. Об этом говорится в протоколе рабочего совещания в контрольном управлении президента России по вопросу создания национальной системы электронной торговли. Участники рынка расходятся во мнениях. Одни считают, что существующие нормативные акты достаточны для контроля за интернет-торговлей и новый закон будет только препятствовать развитию бизнеса. Другие же полагают, что нормативный акт будет стимулировать экспортную торговлю.
Как отмечается в протоколе заседания, Минпромторг в рамках работы над нормативным актом должен предоставить в контрольное управление президента доклад по расширению возможностей реализации отечественных товаров на международных рынках путем стимулирования российских компаний, осуществляющих деятельность в сфере торговли в интернете. Дата презентации доклада в протоколе не указана.
В докладе Минпромторгу следует указать «перечень базовых статистических показателей и критериев, необходимых для обеспечения сбора, учета, обработки и анализа достоверности и полноты данных» в этой сфере. Также обозначить «предложения по оптимальному порогу беспошлинного ввоза товаров на территорию России». Кроме того, ведомству предстоит высказать идеи «по созданию автоматизированного программного комплекса для облегчения логистики хозяйствующим субъектам в сфере электронной торговли с привязкой к деятельности «Почты России», таможенных и налоговых органов».
Но это программа-минимум, она сконцентрирована на трансграничной торговле в рамках процесса создания «русской Алибабы» — национальной интернет-площадки по торговле отечественными товарами за рубежом. Напомним, что в конце 2015 года президент России Владимир Путин дал поручения Минэкономразвития, Минпромторгу, Минсвязи, Минфину и Минвостокразвия до 1 июля 2016 проработать меры по поддержке российских компаний в сфере электронной торговли, для того чтобы отечественные товары могли поставляться во все страны мира.
По словам собеседников «Известий», несмотря на то что в протоколе заседания упоминается лишь экспорт, в законопроекте будут учтены все направления этого сегмента бизнеса, в том числе и внутренняя интернет-торговля.
Вчера Минпромторг не прокомментировал готовящийся законопроект. В Минэкономразвития, на базе которого создана площадка по обсуждению «русской Алибабы», пока не поступали данные о разработке единого документа, сообщили в ведомстве.
По итогам 2015 года объем рынка интернет-торговли составил 734 млрд рублей, согласно данным Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ). За рубеж было отправлено 1,5 млн посылок, а импортировано 135 млн, на внутреннем рынке было 260 млн отправлений.
По итогам 2015 года «Почта России» обработала 128 млн международных почтовых отправлений с товарными вложениями (посылки, мелкие пакеты, отправления EMS) — это на 64% больше, чем в 2014 году. В частности, объем почтового экспорта составил 2 млн отправлений и увеличился на 35% по сравнению с 2014 годом. В прошлом году было около 66 млн посылок внутри России.
Сейчас интернет-торговля в России регулируется пятью законами: «О торговле» (раскрывает основные понятия о торговле), «О связи» (дает разъяснения по передаче информации в электронном виде), «О почтовой связи» (описывает взаимодействие почтового оператора и получателя), «О рекламе» (поясняет термины достоверной и недостоверной информации), «О защите прав потребителей» (глава 26 «Дистанционный способ продажи товара»).
— Нормативные акты прекрасно справляются с внутренней интернет-торговлей, фактически ничего нового добавить нельзя, — считает глава НАДТ Александр Иванов.
В Роспотребнадзоре придерживается иной позиции. Так, в службе уверены, что торговые агрегаторы и маркет-плейсы в Сети должны быть приравнены к магазину, который несет ответственность перед покупателем. Подобную норму служба пытается закрепить законодательно.
Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов также считает, что новый закон будет излишним.
— Объединить все существующие нормы в один закон крайне сложно, и самое главное — вряд ли такой закон будет на пользу бизнесу, — считает он.
В пресс-службе «Юлмарта» (один из претендентов на роль «русской Алибабы») заметили, что для развития экспортной торговли отечественными товарами на зарубежных рынках прежде всего необходимо создать более простую и прозрачную систему работы, в том числе по возврату налога на добавленную стоимость (НДС).
Что касается трансграничной торговли, в компании считают, что все товары, поступающие из иностранных интернет-магазинов, должны облагаться налогом.
— Только в этом случае отечественные и зарубежные онлайн-ритейлеры смогут работать в условиях справедливой конкуренции, — считают в «Юлмарте».
Как ранее писали «Известия», самыми обсуждаемыми и необходимыми нормами для развития экспортной торговли сегодня выступают разработка более мобильного способа возврата НДС, упрощение процедур таможенного декларирования и возможность обнуления налога на прибыль.