Вчера правительство опубликовало постановление об информационной системе «Электронный бюджет» — документ подписан Дмитрием Медведевым 30 июня. «Каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов»,- заявил вчера премьер на заседании правительства, добавив, что это позволит повысить финансовую грамотность населения. Отметим, что создание такой информационной системы должно способствовать и экономии расходов государства на управление общественными финансами за счет сокращения ненужных госслужащих — однако пока темпы строительства «электронного государства» опережают предлагаемые темпы сокращения госвакансий.
Создание электронного бюджета предусмотрено госпрограммой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» — на соответствующую подпрограмму (она рассчитана на 2013-2020 годы) выделяется 14,8 млрд руб. (на 2015 и 2016 годы приходится по 1,7 млрд руб.).
Как следует из материалов Минфина, электронный бюджет должен стать центральной частью информационной системы в сфере управления госфинансами. Он будет взаимодействовать с ранее созданными реестром федерального имущества, порталами госуслуг, электронных торгов и других. Участниками системы станут сам Минфин, операторы, субъекты системы (органы и компании-получатели бюджетных средств, работающие с ним) и пользователи (граждане и компании).
В открытом доступе будет размещаться информация о плановых и фактических финансовых результатах деятельности участников бюджетного процесса, включая органы местного самоуправления и компании, которые получают средства из казны. По задумке Минфина электронный бюджет будет состоять из единого портала бюджетной системы, централизованных и сервисных подсистем. Все участники бюджетного процесса должны будут обмениваться документами, используя при этом усиленные квалифицированные электронные подписи.
Создание и развитие электронного бюджета рассчитано на три этапа. В 2011-2014 годах разработчики проектировали систему и подсистемы и занимались модернизацией уже имеющихся информационных баз. Сейчас электронный бюджет находится на второй стадии (2015-2017 годы) — она включает разработку подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения. На 2018-2020 годы запланировано создание оставшихся подсистем (управление нефинансовыми активами и кадрами). Пока портал работает в тестовом режиме.
Единая электронная база заметно облегчит работу экспертов с бюджетом, полагает Елена Пенухина из ЦМАКПа — «сейчас документы привозят в нескольких коробках». Важен и доступ к приложениям с расчетами, к примеру, сборов того или иного налога — такая база существенно упростит работу ведомств с документом, отмечает она. Необходимо согласовать систему с текущими программами, с электронными госзакупками и базами данных казначейства, считает заведующий кафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. «Это требует своеобразного политического консенсуса, согласования интересов разных структур, к примеру, до сих пор необходимо отдельно регистрироваться в Пенсионном фонде и ФНС, так что это не самый простой процесс»,- подчеркнул он. По словам эксперта, такой опыт уже есть на уровне регионов, например, в Москве. «В мировой же практике электронный бюджет — это часть электронного правительства, больше всего в этом преуспели маленькие страны вроде Эстонии, Новой Зеландии»,- говорит господин Климанов.
Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин заявил «Ъ», что «идею сделать бюджет прозрачным можно только поприветствовать», но отметил, что создание электронной версии главного финансового документа вряд ли сделает его более понятным.