МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» объединились в альянс, чтобы стандартизировать IP-интерфейсы интернет-сервисов, в том числе мессенджеров, активно отъедающих долю в выручке мобильных операторов. Сейчас абоненты все чаще вместо звонков и отправки SMS используют возможности Skype, WhatsApp и других аналогичных компаний. Участники альянса рассчитывают, что предложенные ими стандарты позволят пользователям разных сервисов, в том числе и собственных операторских, общаться между собой, а значит — поучаствовать в распределении доходов.
О том, что МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) создали альянс для стандартизации IP-интерфейсов, «Ъ» рассказал вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич. Сейчас пользователи IP-сервисов операторов (например, сервиса МТС Connect) не могут написать сообщение или позвонить в аналогичный сервис другого оператора. Так же как пользователи сервиса Skype не могут позвонить или написать сообщение пользователям WhatsApp. Для того чтобы они могли общаться друг с другом, необходимо стандартизировать интерфейсы, сделать протоколы совместимыми, объясняет господин Лацанич.
Еще одна цель создания альянса — привлечь внимание регулятора. Деятельность сотовых операторов лицензируется, при этом интернет-компании предоставляют, по сути, те же услуги — возможность позвонить, передать сообщение, однако в законе нет определения IP-сервисов, для них не существует никаких правил, напоминает Василь Лацанич. При этом традиционные для операторов услуги — передача голоса и данных между абонентами — падают из-за интернет-сервисов, предложивших пользователям бесплатные альтернативы. «Мы решили, что нужно не бороться с этим процессом, а возглавить его. Мы не выступаем за то, чтобы для интернет-игроков ввели лицензирование, но хотим, чтобы государство получило возможности контролировать эти услуги, чтобы все оказались в более или менее одной среде»,- уточняет он.
Альянс был создан в конце прошлого года в рамках деятельности рабочей группы Network 2020 при GSMA — ассоциации, объединяющей мобильных операторов по всему миру, говорит господин Лацанич. «Большая четверка» не регистрировала отдельную компанию, речь идет о «договоренности действовать вместе». В начале года представители GSMA встречались в Москве с «большой четверкой» и Минкомсвязью, следует из записи в блоге ассоциации от 4 февраля. Там же отмечается, что представители министерства «выразили готовность поддержать внедрение all-IP сервисов» и рассчитывают подготовить необходимые изменения к началу 2016 года. К all-IP сервисам относят Voice-over-LTE (VoLTE, передача голоса по сетям LTE), Voice-over-Wi-Fi (VoWi-Fi, передача голоса по сетям Wi-Fi), Video-over-LTE (ViLTE, передача видео по сетям LTE) и Rich Communications Services (RCS, сервис, который позволяет совершать видеозвонки, обмениваться сообщениями, изображениями и др.).
Рост популярности таких сервисов, как WhatsApp, Viber, Telegram, которыми пользуются сотни миллионов человек, был одним из факторов снижения операторской выручки от SMS. По оценке AC&M Consulting, этот показатель в 2014 году сократился на 4%, до 53,2 млрд руб. Во втором квартале 2015 года выручка от SMS выросла на 0,3%, до 13 млрд руб.; из них 43% пришлось на МТС, 24% — на «МегаФон», 19% — «Вымпелком», 14% — на остальных операторов.
Представители «МегаФона», «Вымпелкома» и «Т2 РТК Холдинга» подтвердили свое участие в альянсе.
«»МегаФон» заинтересован в развитии сервисов для своих абонентов в рамках IMS (IP Multimedia Subsystem, решение для реализации в сетях связи услуг на базе IP) и RCS. В России и некоторых других странах мира под эгидой GSMA в настоящее время активно обсуждается единый профиль для абонентских устройств, который мог бы поддерживать сервисы различных операторов связи в рамках IMS и RCS»,- отметила руководитель пресс-службы «МегаФона» Юлия Дорохина. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева напоминает, что компания в прошлом году запустила VoLTE. «Это помогает разгрузить сеть и улучшать качество связи»,- указывает госпожа Айбашева. В «Т2 РТК Холдинге» отмечают, что у компании не было планов по разработке собственного мессенджера именно в силу их разобщенности и отсутствия единых интерфейсов. «Сегмент мессенджеров всегда был очень динамичным. Создание операторских мессенджеров без уникальных преимуществ мы считали неэффективным. Однако создание единого протокола и стандартизация интерфейсов открывают возможности для освоения этого сегмента и сотрудничества с интернет-компаниями»,- говорит представитель «Т2 РТК Холдинга» Константин Прокшин.
Альянс — открытая организация, к ней могут присоединиться все желающие. Идеальный вариант — чтобы к альянсу присоединились и независимые от операторов интернет-сервисы, хотя Василь Лацанич сомневается, что в ближайшее время у них появится такое желание. В WhatsApp, Viber и Microsoft (контролирует Skype) не стали комментировать возможное участие в альянсе.