Технологическая конкуренция в ближайшие десять лет приведет к сокращению прибыли от кредитных операций, не связанных с ипотекой, на 60%, а выручки — на 40%. Речь идет, в частности о доходах от выпуска кредитных карт и выдачи автокредитов, пишет Financial Times со ссылкой на ежегодный обзор консалтинговой компании McKinsey, который будет опубликован в среду, 30 сентября.
По мнению авторов отчета, банки ожидает «напряженная борьба» в защиту своих способов ведения бизнеса. В обзоре отмечается, что будет потеряна доля доходов и выручки от обработки платежей, кредитования малого и среднего бизнеса, управления активами и в ипотечном кредитовании. Размер сокращения оценивается от 10% до 35%.
Один из авторов обзора Филипп Хэрле пояснил, что самое большое воздействие будет оказано на стоимость услуг банковского сектора. По его словам, это связано с тем, что технологические компании могут позволить себе включать предоставление финансовых услуг в стоимость своих продуктов и перекладывать эти издержки на потребителей по меньше цене.
Хэрле отметил, что большинство технологических компаний нацелены на самые прибыльные сегменты отношений банков с их клиентами. Причем большинство этих конкурентов не собираются становится банками, сказал он. Их задача состоит в том, чтобы «втиснуться между клиентом и банком и снять сливки», добавил он.
По мнению Хэрле, у банков есть шанс сохранить свою долю рынка, если регуляторы обяжут их конкурентов соблюдать те же правила по размеру капитала и обслуживанию клиентов, что и кредитные учреждения.
По оценке McKinsey, выручка банков в 2014 году от создания и продажи финансовых продуктов составила $1,75 трлн с рентабельностью 22%. В то же время выручка от обслуживания счетов составил $2,1 трлн, но с рентабельностью в 6%.
По расчетам McKinsey, 2014 году банки заработали рекордную прибыль в $1 трлн, чему способствовал экономический подъем в Азии, и особенно в Китае, а также послекризисное восстановление финансовых институтов в США. Средняя рентабельность сохранилась на уровне 9,5% поскольку в условиях низких процентных ставок снижение издержек компенсировалось падением прибылей.
Не смотря на предсказание перемен в банковской сфере, McKinsey утверждает, что цифровые сервисы еще не начали отнимать долю рынка у банков. В частности, их доля на глобальном рынке кредитования остается неизменной уже 15 лет. По мнению компании, у банков есть выбор из двух опций: либо бороться за отношения с клиентами, либо же остаться сервисом для обслуживания бухгалтерских нужд. В заключение McKinsey приходит к выводу, что прибыли банков продолжать снижаться до 2020 года и скорость падения может даже ускориться.