«Яндекс.Деньги» стали первым российским платежным сервисом, который получил возможность работать с MasterCard напрямую без посредников. Как стало известно «Ъ», компания начинает самостоятельный выпуск банковских карт, баланс которых будет привязан к электронному кошельку.
О начале самостоятельного выпуска банковских карт «Ъ» рассказали в «Яндекс.Деньгах»: сервис получил лицензию MasterCard. В MasterCard информацию подтвердили, отказавшись от дальнейших комментариев.
«Яндекс.Деньги» — первый российский платежный сервис, который получил возможность работать с MasterCard напрямую, без посредников, указывают в компании. «Это право дает лицензия принципиального участника (Principal Member),- объясняет представитель «Яндекс.Денег» Надежда Кияткина.- Такая лицензия — высшая категория участия банков в международной платежной системе, которая свидетельствует о соблюдении стандартов безопасности, прозрачности финансовой деятельности, высоких показателях доходности и ликвидности, а также подтверждает стабильные темпы развития». Лицензия также дает право выпускать международные карты.
Списки принципиальных членов в МПС не разглашают. По словам источника «Ъ» на финансовом рынке, из более чем 700 российских банков только 70 являются принципиальными участниками MasterCard. «Речь о крупнейших банках страны»,- говорит он. Баланс карты будет равен балансу электронного кошелька в «Яндекс.Деньгах». Первым совместным проектом станут карты World MasterCard. Ее владельцы пользуются разными привилегиями международной платежной системы — например, получают скидки в магазинах, театрах, музеях и ресторанах.
«Яндекс.Деньги» занимаются карточными продуктами с 2012 года, для чего компания сотрудничала с Тинькофф-банком.
При поддержке банка платежный сервис выпустил больше 400 тыс. пластиковых и около 10 млн виртуальных карт. Карты «Яндекс.Денег» Gold MasterCard, выпущенные ранее Тинькофф-банком, продолжат работать. Сервис будет выдавать их еще некоторое время, пользователи смогут выбрать, какую MasterCard заказать — World или Gold. Обе карты поддерживают технологию PayPass для оплаты в одно касание. В феврале «Яндекс.Деньги» полностью перейдут на выпуск карт World собственной эмиссии, а сотрудничество с Тинькофф-банком переключится на другие проекты, объясняет госпожа Кияткина.
С 2013 года у «Яндекс.Денег» два акционера — Сбербанк (75% минус 1 руб.) и «Яндекс» (25% плюс 1 руб.). По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль ООО «ПС Яндекс.Деньги» в 2014 году составила 98,8 млн руб. К концу 2015 года в сервисе было зарегистрировано около 25 млн электронных кошельков, ежедневно открывается около 12 тыс. новых.
Собственная эмиссия позволит пользователям перейти в целом на более выгодный курс при конвертации валют во время платежей в иностранных магазинах: расчеты будут проходить по курсу MasterCard в рублях, в то время как раньше были в долларах, указывают в «Яндекс.Деньгах». «Конвертация — важная составляющая продукта для наших пользователей, так как 50% держателей наших карт совершают покупки за рубежом — как в онлайне, так и в офлайне»,- говорит Надежда Кияткина. По ее словам, банковские карты пользователи «Яндекс.Денег» обычно используют в такой пропорции: 30% платежей приходится на онлайн-платежи, 70% — на офлайн. «Таким образом, карта — серьезный инструмент для увеличения платежей с кошелька в офлайне»,- указывают в компании.
Такие карты, связанные с кошельком, точно будут востребованны, полагает глава ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. По его прогнозам, довольно быстро «Яндекс.Деньги» смогут раздать «до сотни тысяч карт». Сейчас уже есть процедуры, позволяющие привязывать карточку к кошельку и наоборот: например, с помощью кредитки можно автоматически пополнять кошелек или с кошелька в один клик переводить деньги на привязанную к нему карточку, рассуждает он. «Преимущество в том, что никакого клика не надо. Создав связку своей карты с кошельком, «Яндекс.Деньги» не совершили революции в платежах, но это правильный шаг, благодаря которому они замыкают на себе этот процесс»,- заключает господин Достов.