Минфин сформулировал конкретные предложения по налогам малого бизнеса, которые в общем виде были включены в антикризисный план правительства на 2016 год. Из подготовленного ведомством законопроекта следует, что запросы предпринимателей удовлетворены лишь частично. Действие льготного режима ЕНВД продлевается до 2021 года — но лишь для организаций, работающих в сфере бытовых услуг. Это оставляет за пределами «вмененки» 95% пользователей режима — торговлю и индивидуальных предпринимателей. Кроме этого законопроект вводит компенсацию плательщикам ЕНВД и патента части затрат на покупку онлайн-касс, а также повышает порог годового дохода, дающий право на упрощенную систему налогообложения.
Размещенный Минфином для общественного обсуждения законопроект о правке второй части Налогового кодекса отвечает на три вопроса малых предпринимателей, поднимаемых ими в последние годы. Первый — сохранение режима единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Напомним, по принятому еще в 2012 году закону к 2018-му «вмененка» должна быть полностью вытеснена патентной системой налогообложения. На этом настаивал Минфин, считавший, что режим зачастую используется бизнесом для налоговой оптимизации и сокрытия реальных доходов. Но в кризис позиция властей смягчилась: чиновники заговорили о том, что переход с ЕНВД на общий режим налогообложения — слишком серьезный удар по бизнесу. На февральском съезде «Единой России» глава Минфина Антон Силуанов заявил о намерении сохранить ЕНВД после 2018 года.
Однако на деле это произойдет лишь отчасти. Законопроект Минфина сдвигает срок отмены «вмененки» на три года (на 1 января 2021 года) только для организаций, работающих в сфере бытовых услуг.
По оценке «Опоры России», на начало 2015 года ЕНВД платили 1,8 млн индивидуальных предпринимателей (средний размер налога — 47 тыс. руб. в год) и 334 тыс. организаций (70% из них работают в торговле, налог в среднем составляет 150 тыс. руб. в год). С принятием законопроекта Минфина число пользователей ЕНВД, по подсчетам «Опоры», сократится на 95% — до менее чем 100 тыс. Остальным организациям придется переходить на общий режим, индивидуалам — на патент (пока на это решились лишь 10% ИП, поскольку, в отличие от ЕНВД, на этом режиме у предпринимателей нет права на вычет страховых взносов).
«Поручение по продлению ЕНВД выполнено формально. По факту применение режима будет кардинально сокращено»,- сказала «Ъ» заместитель руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Олеся Сапа. Глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Борисе Титове Анастасия Алехнович говорит: «Под благим лозунгом мы получили противоположное решение». Она отмечает, что в аппарат бизнес-омбудсмена законопроект на экспертизу не поступал, хотя такого рода документы «обязаны проходить не только процедуру оценки регулирующего воздействия, но и экспертный анализ — моделирование последствий принятия решений для бизнеса».
Неоднозначно выглядит и реализация второй нормы законопроекта Минфина — о компенсации расходов предпринимателей на покупку онлайн-касс. Напомним, правительственный законопроект о постепенном переходе предприятий торговли и услуг на контрольно-кассовую технику, которая сможет передавать налоговикам информацию о расчетах в электронном виде, Госдума приняла в первом чтении в конце февраля. Еще до этого Владимир Путин пообещал налоговые вычеты для индивидуальных предпринимателей, которым придется приобретать такие онлайн-кассы.
Законопроект Минфина устанавливает, что плательщики ЕНВД смогут уменьшить сумму налога на расходы по приобретению новых ККТ в случае, если ранее обязанности применять кассовые аппараты у них не было. При этом при вычете сумма налога не может быть уменьшена на расходы более чем на 50% (включая также вычитаемые страховые взносы). Такое же право будет дано пользователям патентной системы налогообложения. Ограничение размера вычета малому бизнесу не нравится. «Это значит, что нагрузка все же вырастет»,- говорит Олеся Сапа. Неприятной неожиданностью, по ее словам, стала и норма о том, что онлайн-кассы придется применять и пользователям патентной системы. «Патент вообще не обсуждался в дискуссиях о вводе онлайн-касс»,- говорит эксперт.
Нет претензий у бизнеса только по поводу третьей важной новации законопроекта — об увеличении с 1 января 2017 года предельного размера дохода для использования упрощенной системы налогообложения с 60 млн до 120 млн руб. (при этом, чтобы не слишком уж «баловать» предпринимателей, ежегодную индексацию порога на коэффициент-дефлятор предложено приостановить до 2021 года). Кроме этого регионам будет предоставлено право увеличивать для отдельных категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности и порог остаточной стоимости основных средств — с 100 млн до 150 млн руб.
Анастасия Алехнович обращает внимание на то, что ряда важных налоговых вопросов, с которыми выступал бизнес — например, о введении НДС для упрощенки, в законопроекте нет. «Пакет поправок черно-белый, в нем есть как положительные, так и отрицательные инициативы,- последние могут обернуться дополнительной нагрузкой для бизнеса»,- сказал «Ъ» глава «Опоры России» Александр Калинин. Он полагает, что законопроект еще можно изменить. «В частности, мы надеемся, что перечень видов деятельности для ЕНВД будет расширен. Мы будем этого добиваться»,- обещает глава «Опоры России».