Лишь 20% российских ритейлеров разрабатывают точечные программы лояльности, адресованные узким группам потребителей, и только 11% сетей делают индивидуальные предложения своим покупателям, выяснили эксперты SAS, опросив совместно с отраслевым порталом New-retail и профессиональным сообществом CRM Solutions 120 респондентов, представляющих российские торговые сети разного масштаба. В 76% сетей действуют предложения, которые адресованы всем посетителям. Еще 23% ритейлеров используют деление на большие возрастные и гендерные группы, а 9,2% сегментируют по покупательской способности.
По данным Росстата, оборот розничной торговли за первые 10 месяцев 2016 года сократился на 5,3% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. В 2015 году по отношению к 2014 году снижение составило почти в два раза больше — 10%, тем не менее динамика все еще отрицательная. Чтобы нивелировать этот спад и повысить свои продажи, ритейлеры предлагают различные акции и программы лояльности — как постоянной, так и моментальной, и, что важно, потребители в них заинтересованы. Специальные предложения при этом в большинстве случаев носят массовый характер, т.е. кампании создаются и проводятся без какой-либо сегментации.
Львиная доля акций прямо или косвенно связана со снижением цены. 61% ритейлеров уменьшают цену на товар, который плохо продается, 51% — на позиции, которые поступают от поставщика по сниженной цене. Еще 44% запускают продажи в комплекте по принципу «получи второй (третий) товар бесплатно», 21,7% дешевле продают товары с истекающим сроком годности. 13% ритейлеров предлагают скидки на «хиты продаж» либо льготные кредиты и бонусные услуги.
По частоте использования на первом месте стоят ежемесячные скидки — 50% ответов, с небольшим отрывом за ними следуют еженедельные предложения — 44%, а акции типа «товар дня» используют около 30% сетей. Чтобы донести до потребителей информацию об акциях, ритейлеры используют несколько разных каналов одновременно. Интересно, что самым популярным из них стали соцсети — их задействуют 53% участников опроса. Широко применяются SMS- и email-рассылки (по 50%), буклеты (45%). Доля теле- и радиорекламы относительно невысока — ее используют около 24% ритейлеров.
Маркетинговые активности разрабатываются в основном «вручную». Исследование показало, что использование автоматизированных аналитических решений в ритейле пока еще недостаточно широко распространено. В том или ином виде — от инструментов отчетности и сбора данных до инструментов сегментации клиентской базы и построения кампаний — аналитические решения применяют только 34% участников опроса, еще 12% находятся на этапе внедрения. 33% опрошенных пока не используют никаких аналитических инструментов, но не исключают, что внедрят их впоследствии, и 21% пока не собираются их применять даже в будущем.
«Задача потребителя — сэкономить. Задача продавца — увеличить продажи. В такой ситуации обе стороны заинтересованы в маркетинговых кампаниях. Чтобы инвестиции приносили максимум отдачи, становится очень важно рассчитывать параметры кампаний предельно точно. Для этого нужны специализированные аналитические решения. Опрос показал, что уровень их внедрения гораздо ниже, чем требуют реалии рынка. При этом наша практика показывает, что использование такого инструментария помогает значительно повысить эффективность маркетинговых инвестиций, выручку и лояльность покупателей. В выигрыше те ритейлеры, которые могут найти индивидуальный подход к покупателю и точно рассчитать время, формат, канал донесения и другие параметры своих промо-активностей с помощью автоматизированной аналитики», — прокомментировал Дмитрий Ларин, руководитель направления ритейл-аналитики «SAS Россия/СНГ».