Роскомнадзор получил письмо LinkedIn Corporation о неготовности исполнить требование по локализации баз с персональными данными российских граждан на территории РФ, рассказал "Ъ" представитель ведомства Вадим Ампелонский. Письмо за подписью вице-президента по международной публичной политике LinkedIn Corporation Пабло Л. Чавеса отправлено 27 февраля, уточнил он. С момента блокировки социальной сети в России, по его словам, была лишь одна встреча Роскомнадзора с LinkedIn, в декабре прошлого года, в ней участвовал и представитель Microsoft (корпорация 8 декабря закрыла сделку по покупке Linkedin за $26,2 млрд). Роскомнадзор готов и дальше обсуждать легализацию работы LinkedIn в России, но похоже, что сейчас вопрос локализации экономически невыгоден компании, добавил господин Ампелонский.
В LinkedIn уверены, что соблюдают законодательство РФ, но найти общий язык с Роскомнадзором это не помогло. "Несмотря на наши переговоры, мы до сих пор не нашли понимания с Роскомнадзором, которое привело бы к разблокировке LinkedIn и позволило бы нам снова предоставлять сервис пользователям из России. Это означает, что LinkedIn по-прежнему будет заблокирована в РФ",— заявил вице-президент LinkedIn Эриел Экстин (цитата по "Интерфаксу"). В российском офисе Microsoft отказались от комментариев.
Роскомнадзор внес LinkedIn в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных в середине ноября 2016 года. Ранее, в августе, Таганский районный суд Москвы удовлетворил иск Роскомнадзора к LinkedIn в защиту прав неограниченного круга лиц — субъектов персональных данных. В ведомстве сочли, что LinkedIn не только не перенесла серверы в Россию, но и собирает и передает информацию о гражданах, не являющихся пользователями LinkedIn, без их согласия. 10 ноября Мосгорсуд оставил в силе решение суда первой инстанции, поддержав позицию Роскомнадзора. В первом квартале 2016 года на российский сегмент LinkedIn, по данным сервиса Statista, приходилось 5 млн регистраций.
Закон о локализации персональных данных россиян был написан и утвержден в 2014 году, после заявлений президента Владимира Путина о том, что государство должно отстаивать свои интересы в интернете, а информацию о россиянах, которая передается в сеть, нужно хранить в России. Несмотря на просьбы индустрии дать закону отсрочку, под действие поправок, вступивших в силу 1 сентября 2015 года, подпали 2,6 млн организаций. Ряд компаний, включая Apple, Samsung, Lenovo, eBay, PayPal, Alibaba Group, Booking.com, Viber, начали локализацию данных в РФ. Первой компанией, сайт которой был заблокирован за отказ от исполнения этой нормы, стала LinkedIn.
У LinkedIn не было технической возможности и экономической целесообразности переносить данные в РФ, согласен интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев. "Все, о чем мы говорили в ходе обсуждения и принятия законов, проявляется в полный рост. Люди, кому необходим такой сервис, как пользовались им, так и пользуются. А демонстрация силы обратилась в полную недееспособность",— считает он. В аналогичную ситуацию попали власти Китая, когда "кошмарили криптобиржи", напоминает он. "В результате показали всем, что не могут ничего регулировать и ни на что влиять",— полагает господин Мариничев.