По предварительным оценкам Json & Partners Consulting, число абонентов-частных пользователей фиксированного ШПД в России в 2016 году выросло на 1,5% и составило 30,8 млн.
В условиях снижающихся темпов роста рынка операторы связи все больше акцентируют внимание на повышении качества обслуживания, «срока жизни» и лояльности абонентов. Для этого операторы развивают цифровые каналы коммуникации, внедряют пакетные предложения, создают кобрендинговые тарифные планы, предлагают абоненту более современное ШПД-оборудование, развивают дополнительные сервисы, базирующиеся на интернет-канале, такие как умный дом, видеонаблюдение, охранная сигнализация.
В городах с населением более 100 тыс. человек пакетными предложениями пользуются около 44% домохозяйств, и в дальнейшем их доля будет только расти за счет высокой доли пакетных тарифов в новых продажах операторов.
В средних и крупных городах 1-2 % семей уже используют четыре услуги связи от одного оператора. Внедрение подобных решений снижает отток абонентов, повышает лояльность клиентов и общую выручку с одного домохозяйства. Обратной стороной пакетных предложений является снижение ARPU по каждой отдельно взятой услуге, входящей в пакетный тарифный план.
Во внутреннем потреблении услуг фиксированного ШПД операторы отмечают рост доли онлайн-видео в структуре входящего трафика. Рост потребления трафика стимулирует рост скоростей и технологическое развитие сетевой инфраструктуры операторов. Все чаще появляются сверхскоростные предложения со скоростью доступа в интернет свыше 100 Мбит/с. По оценкам Json & Partners Consulting, в средних и крупных городах доля сверхскоростных тарифных планов среди пользователей фиксированным ШПД составила по итогам 2016 года почти 10%.
С ростом числа мобильных устройств в семье все актуальней становится скорость передачи данных по Wi-Fi-технологии. На стандартном Wi-Fi-оборудовании высокоскоростные тарифные планы не имеют смысла за счет ограничения в нем скорости беспроводной передачи данных. Для решения этой проблемы операторы предлагают двухдиапазонные роутеры, которые обеспечивают более высокую скорость передачи данных по Wi-Fi.
По итогам 2016 года Топ5 операторов обслуживали 70,1% от всех абонентов фиксированного широкополосного доступа в интернет в частном сегменте. За год доля лидеров на рынке увеличилась на 3,2% за счет активности в области M&A и органического роста. Лидером рынка стал «Ростелеком» с долей 37,7% абонентов, далее идут «Эр-Телеком» (10,1%), МТС (9,1%), «ВымпелКом» (8,3%) и ТТК (4,9%). По предварительным оценкам Json & Partners Consulting, за 2016 год общая абонентская база Топ5 игроков выросла почти на 1,3 млн абонентов, годовой рост составил 6,3%. «Ростелеком», «Эр-Телеком» и «МТС» приросли на 56%, 24% и 16%. Часть новых абонентов была получена неорганическим путем за счет покупки локальных операторов. В 2016 году «Ростелеком» купил провайдеров АИСТ и «Мортон Телеком», «Эр-Телеком» завершил сделку по приобретению «Энфорты» и выкупил у группы «Вестколл» бизнес в сегменте фиксированной связи в Санкт-Петербурге и Рязани (компании «ИнтерТелеком» и «Энлинг Телекоммуникации»).
По итогам 2016 года к интернету по технологии PON подключилось около полумиллиона пользователей. За счет активного развития и подключения компаниями «Ростелеком» и «МГТС» абонентов по технологии PON доля таких клиентов в общей массе ШПД-пользователей составила 10%. Тенденция будет продолжаться и в 2017 году.