В конце сентября в казанском «ИТ-Парке» прошла конференция «Внедрение интернета вещей как производственной практики современного предприятия», в которой приняли участие представители ПАО «Ростелеком», компаний Uber и Cisco Systems, бизнес-инкубатора «ИТ-Парка», ГУП «Центр информационных технологий Республики Татарстан», Лаборатории инноваций и телекоммуникаций Высшей школы информационных технологий и информационных систем Казанского федерального университета.
Эксперты убеждены, что сфера применения интернета вещей чрезвычайно широка — это и промышленные предприятия, и коммунальное хозяйство, и автотранспортная отрасль, и государственное управление. Участники конференции отметили, что крупные компании чаще смотрят в сторону интернета вещей, однако на небольших задачах и проектах положительный эффект от использования IoT достигается быстрее и он более заметен.
Интернет вещей, работая на благо бизнеса, играет и определенную социальную роль, способствуя повышению качества жизни отдельных людей. Так, «умные» автомобили и дороги обеспечивают безопасность передвижения, разнообразные датчики позволяют улучшать качество и эффективность медицинских сервисов и так далее. При этом эксперты уверены, что каждая компания своим путем идет к интернету вещей — для кого-то он эволюционный, для кого-то революционный. Если владелец бизнеса чувствует, что проигрывает в конкурентной борьбе, выбор в пользу интернета вещей будет логичен независимо от отрасли и размера компании. Например, если раньше таксисты могли спокойно сидеть в машине и ждать, когда клиент сам их найдет, то с приходом таких сервисов, как Uber, ситуация изменилась. Промышленные предприятия благодаря интернету вещей могут не только повысить эффективность производственных процессов, но и перейти на сервисную модель бизнеса.
«Интернет вещей — это реально работающая технология, для которой уже есть место в инфраструктуре современного предприятия, — уверен Андрей Шолохов, генеральный директор компании «PTC Россия/СНГ», которая выступила партнером данной конференции. — IoT — это набор технологий и концепций, который позволяет связывать многие вещи, обмениваться данными о состоянии, среде, текущих действиях и формировать за счет этих данных системы автоматизированного управления. Главным отличием интернета вещей от привычных для всех ERP, CRM и подобных им решений является то, что это система реального времени. Кроме того, именно интернет вещей может заставить эти системы работать взаимосвязано. Например, ERP-система может быть как источником данных для интернета вещей, так и своего рода исполнительным устройством: IoT может запускать некоторые процессы внутри ERP. Так что оптимистичные прогнозы аналитиков по поводу роста рынка интернета вещей, на мой взгляд, вполне обоснованы».
В то же время остаются нерешенными масса проблем. Участники конференции сделали вывод, что в ближайшее время придется уделять много внимания вопросам регулирования сферы IoT, а также обеспечения безопасности в мире интернета вещей как для бизнеса, так и для отдельных интернет-пользователей.